Любая картина имеет свою историю, имеет свою судьбу. Вот и картина Василия Пукирева «Неравный брак» тоже. Понятно, художник отобразил чью-то драму. С этим никто не спорит, а споры идут по поводу того, а чью же драму? И до сих пор специалисты не пришли к единому мнению.
После опубликования мною статьи о картине (здесь), мне сообщили со ссылкой на источник https://kulturologia.ru/blogs/270319/42660/, что известно, невеста на картине это Прасковья Матвеевна Варенцова, которая была внебрачным ребёнком очень знатной княжеской семьи, принимавшей участие в ее судьбе.
По одной из версий, художник Пукирев был влюблен в нее и сделал ей предложение. Это подтверждает и описатель московского быта Гиляровский: «Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.» - В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи» Это же подтверждает и Н. А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, также вспоминал: «На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь». Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270319/42660/
Получается, что картина автобиографичная. А какая жизнь ждала невесту? Глядя на картину, кажется, что художник предсказывает ею нерадостную судьбу своей возлюбленной. И это получило неожиданное подтверждение.
В 2002 году в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором: "Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне". Так что хотя и вышла Прасковья замуж за богатого старика, счастья и богатства ей это не принесло.
Жизнь художника закончилась также безрадостно, в одиночестве и нищете.
Вот такая история картины и полные драматизма судьбы Художника и той, кого изобразил он на полотне.
Есть и другая версия, которая до сих пор не сбрасывается со счетов. Это любовная драма друга Художника. Молодой купец Сергей Варенцов (одинаковые фамилии купца и невесты это случайное совпадение) был влюблен в девушку, но родители предпочли выдать красавицу за человека старше ее. Причем сам несчастный влюбленный был вынужден исполнять роль шафера на этой свадьбе, так как состоял в родстве с семьей жениха. Но эта версия хотя и существует, но лишь как второстепенная.