Во время перестройки происходил слом общественного сознания. Эпоха гласности разрушала идеологические мифы, на улицы выползли панки, хиппи, разномастная шпана. Внезапно оказалось, что преступность в СССР не просто есть, а процветает, в переходе можно снять на ночь девочку, в видеосалоне можно насладиться западным кровавым боевичком, где Рэмбо убивает советских солдат.
Перелом в кинематографе здесь не исключение. Возникла странная ситуация: то, что раньше нельзя было показывать на советских экранах, вдруг стало на них появляются, и во многом благодаря новому курсу и гласности, а государство еще по инерции выделяло на это деньги. И не вымершие тогда еще таланты стали наперебой снимать уникальные картины, многие из которых стали культовыми благодаря разным обстоятельствам, а многие – совершенно забытыми. К первым относится «Курьер» (1986) Карена Шахназарова .
Иван Мирошников выпустился из школы, не сумел поступить в институт и теперь пережидает время до осеннего призыва. Мать устраивает его в издательство курьером, и после первого же задания он знакомится с девушкой из семьи интеллигентов. И начинается странная дружба, которая в конце приводит героев к душевному опустошению.
Вроде бы банальный сюжет, но почему так много людей любят её по сей день? Я думаю, потому что фильм относится с сочувствием ко всем персонажам, и одновременно критикует их. И уж тем более фильму далеко до провокационных «Интердевочки» или «Маленькой веры». Проще говоря – это самый точный и взвешенный фильм из всех перестроечных.
Главный герой – это пассивный молодой человек, который ничего от жизни не хочет, ничем не интересуется и плывет по течению. Пустоту в душе он оберегает остроумием, нахальством и хамством. И в то же время Иван обаятельный, симпатичный и далеко не глупый подросток. И любые его слова, даже вроде бы когда он говорит искренне, воспринимаются как издёвка.
Его друзья плывут по течению, взрослые вокруг него – никак не реагируют на хамство, воспринимая его как должное, либо истерят, ругаются, но Ивану наплевать. Мать плачется по потерянной молодости и мечте стать актрисой, а отец разводится с матерью и сбегает от семьи в Африку.
Неудивительно, что нахальный Иван вызывает у Кати такой интерес – он единственный человек, который не пресмыкается перед её уважаемым отцом. У них завязывается дружба, но с каждым эпизодом становится понятно, что Иван, во-первых, человек не её круга общения, и ей вроде как и не пристало с ним общаться, и во-вторых, герой в своей пассивности доходит до того, что ради неё пытается подстроиться под окружающих, и вмиг превращается в того, от кого она пыталась убежать. В момент кульминации она навсегда покидает Ивана, и как мне кажется, понимает и принимает уготованную для неё судьбу советского интеллигента-обывателя.
Иван же, совершенно опустошенный, возвращается домой и видит вернувшегося с войны солдата, у которого взгляд наполнен болью и страданием. И он контрастирует с пустыми глазами героя. Зритель понимает, что видит его судьбу. И это на фоне танцев под музыку, на фоне угара перестроечного времени.
Курьер – это глубокий фильм, и, как мне кажется, успех и культовость его обусловлены универсальностью и актуальностью главного героя. И по сей день множество людей могут узнать себя в героях картины. От героя Меньшова, который пытается понять своего сына, от героя Басилашвили, который согласен на всё, лишь бы его дочери было лучше, до Ивана, молодого человека, который не знает, что ему делать и как быть в жизни. И, наверное, сейчас проблема ощущения внутренней пустоты только усилилась.
Но обобщать мы, конечно, не будем. Не все подростки, а уж тем более подростки перестройки, такие как Иван. И, конечно же, настоятельно рекомендую посмотреть фильм Курьер. Тем более, что недавно он был отреставрирован.