Найти в Дзене
Позывной "Абонемент"

МОЙ XVI КОНКУРС ЧАЙКОВСКОГО (2019) – торжественное открытие

Конкурс Чайковского завершился и есть смыл описать мои впечатления от него. Буду вести повествование по концертам, на которых мне довелось побывать. Это было 17 июня 2019 года в Большом зале Консерватории. Мероприятие пафосное, места в партере практически не продавались, так что участники конкурса и приглашенная элита была в партере, а народ – в амфитеатре. О программе Программа была в одном отделении и отличалась сумбурностью: · Отрывки из «Щелкунчика» Чайковского (конкурс Чайковского вроде как не про балет). Видимо, это пример организационного просчёта – не было скрипичного концерта Чайковского или его же Вариации на тему рококо для виолончели. Вот и обошлись «Щелкунчиком». · Ария Елецкого из «Пиковой дамы» (у Петра Ильича семь репертуарных опер, то есть можно купить билет и услышать произведение в живую, но ария почему-то только одна, будто ничего и не написал человек). · Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского (что логично). Об исполнении В целом всё было очень

Конкурс Чайковского завершился и есть смыл описать мои впечатления от него. Буду вести повествование по концертам, на которых мне довелось побывать.

Это было 17 июня 2019 года в Большом зале Консерватории. Мероприятие пафосное, места в партере практически не продавались, так что участники конкурса и приглашенная элита была в партере, а народ – в амфитеатре.

О программе

Программа была в одном отделении и отличалась сумбурностью:

· Отрывки из «Щелкунчика» Чайковского (конкурс Чайковского вроде как не про балет). Видимо, это пример организационного просчёта – не было скрипичного концерта Чайковского или его же Вариации на тему рококо для виолончели. Вот и обошлись «Щелкунчиком».

· Ария Елецкого из «Пиковой дамы» (у Петра Ильича семь репертуарных опер, то есть можно купить билет и услышать произведение в живую, но ария почему-то только одна, будто ничего и не написал человек).

· Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского (что логично).

Об исполнении

В целом всё было очень даже неплохо, но подтвердилось давнее впечатление от оркестра Мариинского театра – они играют на автопилоте, давно уже не обращают внимания на Валерия Гергиева, который готов дирижировать сутками, уже в ущерб качеству. Хотя послушать отрывки из «Щелкунчика» было приятно – обычно его играют зимой, перед Новым годом, а тут такая оказия.

Не могу сказать, что меня поразил до глубины души Даниил Трифонов, который исполнял Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Это, несомненно, большой мастер и профессионал, но ради его выступлений в Санкт-Петербург или Нью-Йорк я не поеду точно. До этого момента (в начале и конце мая) я дважды слышал этот концерт и не могу сказать, что исполнение Трифонова принципиально лучше. А вот бисы его более чем понравились. «Вокализ» Рахманинова прошёл как-то мимо, а вот переложение «Колоколов» Рахманинова на фортепиано сделали весь вечер для меня. Это было по-настоящему великолепно!

О единственной оперной арии сказать особо нечего – победитель по номинации сольное пение спел хорошо, но не более того. Спел и ладно.

О традициях

В немногочисленной официальной части было сказано, что в России соблюдают традиции. О как точно это было для данного концерта! Был просто приступ возрождения традиций.

Во-первых, не приглушали свет. Это традиция XIX века, её отменил Рихард Вагнер в своё время. Возвращению во времена Пушкина обязаны телевизионщикам, которым нужно было освещение для трансляции. За это им большое спасибо из-за поведения публики.

Вторая воскресшая традиция – аплодировать после каждой части произведения. Это тоже времена Пушкина и Мендельсона. Сейчас так не принято, но не в тот день. Кстати, это очень сильно мешало оркестру. Они даже смогли прервать шквал аплодисментов между второй и третьей частью концерта Чайковского, не делая перерыва.

Единственную традицию XIX века, которую не стали возрождать – продолжительность концерта. В былые времена проводили три отделения концерта, а тогда ограничились одним.

О публике

По этому концерту понятно, почему у нас не всё хорошо с культурой. Партер большей частью неистово смотрел в телефон и занимался своими делами (даже профильные чиновники), а амфитеатр, то есть народ столь же неистово снимал происходящее. Если бы не освещение, это было ужасно. Экраны телефонов в полутьме то ещё наслаждение, но освещение было. Если последнее как-то терпимо (люди увидели звезд как-никак), то первое как-то не особо прилично – можно и потерпеть часа два.

Второе. Это аплодисменты. По всей видимости, организаторы постеснялись напомнить начальникам и простым смертным, что между частями произведений не принято аплодировать. А зря. Аплодировали и к месту и без него, что вообще-то портило всё впечатление.

Итого

Неплохой, но так себе организованный концерт музыки Чайковского. Каждый получил что хотел. Кто-то музыку Чайковского, кто-то отметился на пафосном мероприятии, кто-то от души «пофоткал», но вряд ли спустя годы кто-то будет вспоминать об этом мероприятии.