В 1965 году Поппи Норткатт была единственной женщиной-инженером в Хьюстонском Центре управления полетами НАСА. Глядя на окружающих мужчин, она подумала: "я такая же умная, как и они". Хотя она принадлежала к их числу, было, несомненно, трудно быть единственной женщиной в том, что иногда казалось царством мужчин.
Несмотря на то, что Норткатт чувствовала себя изолированной в историческом центре управления, она была одной из тысяч женщин, которые начали свою карьеру в НАСА в качестве компьютеров. Это была работа, созданная до появления электронных машин, когда человеческая способность требовалась для выполнения всех математических расчетов, необходимых для экспериментов. Женщины исторически занимали эти должности, о чем свидетельствуют группы женщин-компьютеров, которые работали в Гарвардской обсерватории и Королевской обсерватории Гринвич в конце 1800-х годов. В NASA эти женщины приехали со всего мира, работая в центрах по всей территории Соединенных Штатов и включив разнообразную и мощную силу в освоении космоса. Их расчеты, в конечном счете, будут отвечать за отправку астронавтов на Луну.
В отличие от Northcutt, Сью Финли заметила повсеместное присутствие женщин-сотрудников, когда она начала работать в Лаборатории реактивного движения в Пасадене, Калифорния. Ее начальником была не только женщина, но и все ее коллеги в компьютерном отделе. Это было 31 января 1958 года, и страна стояла на пороге исторических достижений. В тот же вечер лаборатория наконец догнала Спутник 1 и 2, первые в мире спутники, запущенные Советским Союзом в октябре и ноябре 1957 года. В тот вечер в управлении полетами была одна женщина, Барбара Полсон.кто проследил за исследователем 1, Первым спутником Америки, когда он покинул атмосферу Земли и вошел в космос. Когда Полсон объявил, что спутник вышел на орбиту Земли, зал взорвался. Хотя до официального образования НАСА оставалось еще шесть месяцев, для тех, кто находился в Лаборатории реактивного движения, Луна уже была в поле зрения.
Финли начал адаптировать их конструкции и траектории для запуска роботизированных лунных миссий. Ее команда была сосредоточена на отправке первой камеры на Луну в рамках серии миссий Ranger, от 1961-1965, целью которых было получить крупным планом изображения лунной поверхности и выбрать место посадки для Аполлона. Затем они отправили бы необрезанный космический корабль как часть геодезиста, от 1966-1968, который собрал Дальнейшие данные о температуре и поверхностном субстрате, чтобы помочь в планировании Аполлона. Кроме того, Финли был частью команды, разрабатывающей массив больших радиоантенн, которые они назвалиСеть дальнего космоса, которая сформировала бы массивную систему слежения и связи.
Женщины, работавшие в Лаборатории реактивного движения в 1960-х годах, были высококвалифицированными математиками, и многие из них имели ученые степени. Хелен Линг родилась в Китае и пережила бурное детство, сформированное под давлением Второй мировой войны. Приехав в Соединенные Штаты для колледжа, она получила степень магистра математики, прежде чем возглавить компьютерную секцию в управленческой роли более трех десятилетий. Был также Янез Лоусон, первого афроамериканца наняли на техническую должность в лабораторию. Она получила степень бакалавра в области химического машиностроения в Калифорнийском университете и по современным квалификациям будет нанята сегодня в качестве инженера. Однако в 1950-х ее пол и раса препятствовали ее занятости, и она была введена в качестве компьютера.
Самая обширная группа афроамериканских компьютеров в Соединенных Штатах базировалась в лаборатории аэронавтики Мемориала Лэнгли в Хэмптоне, Вирджиния. В то время как сотрудники различных расовых слоев работали рядом друг с другом во многих центрах НАСА, для тех сотрудников, которые работали на юге Джима Кроу, сегрегация оставалась в силе. Афроамериканские женщины были первоначально сгруппированы в разделе с надписью " компьютеры Западной области."Это разделение означало, что они не только будут платить гораздо меньше, чем их белые коллеги, но и что все рабочие помещения, обеденные зоны и ванные комнаты были разделены по расе ”
В системе, направленной на подавление их прогресса, афроамериканские женщины стали незаменимыми. "Троянский конь сегрегации открывает дверь к интеграции", - написала Марго ли Шеттерли в " Hidden Figures, ее научная книга 2016 года, документирующая новаторские афроамериканские компьютеры женского пола в Лэнгли и адаптированная к одноименному художественному фильму. В книге Шеттерли сосредотачивает свое повествование на трех человеческих компьютерах, превратившихся инженерами: Кэтрин Джонсон, которая была награждена Президентской Медалью Свободы в 2015, Дороти Воган и Мэри Джексон. В то время как их карьера охватывала десятилетия, их вклад в ранние космические полеты человека чаще всего хвалили.
Это был сам Джон Гленн, один из первых астронавтов, известный как "Меркурий-семь", который попросил Кэтрин Джонсон. - Пусть девушка проверит номера, - сказал он перед стартом "Дружбы-7". - Если она скажет, что цифры хорошие...я готов идти."Джонсон не только проверил цифры,она также разработала траекторию для его рекордной орбиты 1962 года вокруг Земли ” Далее, ее математика приобретет новое значение, когда она отклонит свои траектории за пределы гравитационного притяжения Земли, вплоть до Луны.
В 1962 году, когда президент Джон Ф. Кеннеди сказал: ” Мы решили отправиться на Луну в этом десятилетии и делать другие вещи, не потому, что они легки, а потому, что они трудны", он говорил с сердцем операций НАСА по всей стране. В Кливлендской летной двигательной лаборатории в Огайо группа женских компьютеров была сосредоточена на разработке ракет, достаточно мощных, чтобы разорвать цепи гравитации и функционировать в космическом вакууме. Для этого НАСА потребовалось многоэтапное ракеты, причем нижняя часть ракеты обеспечивает большую тягу, прежде чем упасть, обратно к Земле, а верхняя часть ракеты предназначена для того, чтобы дать окончательный импульс, необходимый для отправки астронавтов на Луну. Главной среди женщин-программисток в лаборатории в Огайо была Энни Изли, афроамериканка со степенью бакалавра математики в Кливлендском государственном университете.
Как Норткатт в Хьюстоне, Финли в Калифорнии и Джонсон в Вирджинии, Исли начинал как компьютер. К середине 1960-х годов, однако, мир человеческих компьютеров находился в огромном потрясении, как в развитии электронных компьютеров в IBM, теперь более мощных и гибких в их программировании, так и в изменении восприятия, спровоцированном женским движением в Соединенных Штатах. В рамках этой социальной и технологической революции компьютеры женского пола, такие как Исли, больше не вычисляли вручную, а теперь отвечали за написание самых ранних компьютерных программ космического агентства.Исли программировал ракетные двигатели "Кентавра", технология которых должна была быть включена в ракетную технику верхней ступени, которая станет важным компонентом для "Аполлона".
Ракеты могли бы доставить астронавтов на Луну, но им все равно нужно было найти место для посадки. В Центре космических полетов имени Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, лаборатории под руководством спорного нациста , ставшего американским ракетостроителем Вернером фон Брауном, команда решала эту проблему. Как и в других центрах НАСА по всей стране, команда летного центра состояла из талантливой группы женщин-математиков, в том числе Жанетт ножницы, афроамериканский ученый, который присоединился к центру в качестве математика начального уровня в 1964 году. Scissum разрабатывал компьютерную программу, способную выбирать места посадки лунного модуля "Аполлон". Это была ее работа и работа ее команды, которая в конечном счете выбрала плоскую область в Море Спокойствия для Аполлона-11.
На мысе Кеннеди во Флориде собирались осколки "Аполлона-11". Рожденные из расчетов женских рук по всей стране, многоступенчатые ракеты были подняты кранами в зоне окончательной сборки, прежде чем полезная нагрузка, содержащая лунные, служебные и командные модули, была установлена сверху. В ожидании его ждала Джоанна Морган , двадцативосьмилетняя контролер приборостроения, работавшая на мысе Кеннеди с момента основания НАСА в 1958 году.
Как и Поппи Норткатт в Хьюстоне, Морган привыкла быть единственной женщиной в диспетчерской на мысе Кеннеди. В то время как она работала над всеми предыдущими запусками Apollo, Apollo 11 отметит первый раз, когда ей разрешат сесть за консоль. Возможность командовать компьютерами управления для "Аполлона-11" была, несомненно, захватывающей. И все же она беспокоилась о том, что ей уделят внимание. Она знала, что фотокорреспонденты будут документировать свой прогресс, и не хотела выделяться в толпе мужчин.Предыдущая миссия "Аполлона" научила ее, какими неподходящими могут быть журналисты, когда оператор, проходящий мимо ее ряда, сказал одному из коллег: “ я бы хотел, чтобы вы позволили ей выйти и накрасить губы .
Морган не думала о помаде утром 16 июля 1969 года, когда "Аполлон-11" стартовал с мыса Кеннеди. За тридцать минут до взрыва она и ее коллеги были заперты в комнате для стрельбы, стандартная предосторожность во время запуска "Аполлона". Небо Флориды было безупречно голубым, когда ракета исчезла из виду, выйдя на орбиту Земли двенадцать минут спустя, как и ожидалось. Однако то, что произошло дальше, не было запланировано.
Четыре дня спустя, 20 июля, Орел, лунный модуль "Аполлон", начал свой спуск к лунной поверхности. В нескольких минутах от посадки компьютеры на борту были перегружены. - Дайте нам показания на сигнализацию программы 1202 “ - сказал Нил Армстронг, сидя рядом с Баззом Олдрином в маленькой каюте. Астронавты не имели ни малейшего представления о том, какие действия вызвали тревогу. Диспетчеры Хьюстонского управления полетами мчались, чтобы понять проблему. Они определили, что компьютеры были обременены от попыток выполнить слишком много функций одновременно. В Хьюстоне они приняли критическое решение: вместо того, чтобы прервать миссию, они положились на бортовое программное обеспечение Apollo, написанное Маргарет Гамильтон директор по компьютерному программированию полета "Аполлона" и ее команда в лаборатории Дрейпера в Массачусетском технологическом институте. В конечном счете, код MIT Спас день, переопределив все другие функции, чтобы сделать посадку приоритетом. ” Если бы компьютер не распознал эту проблему и не предпринял действия по восстановлению, я сомневаюсь, что Apollo 11 был бы успешной посадкой на Луну", - писал Гамильтон позже.
Через шесть с половиной часов после того, как орел совершил свою опасную посадку, Нил Армстронг, с глазами наблюдающего мира, сделал свой исторический первый шаг на лунной поверхности. ” Это один маленький шаг для человека, один гигантский прыжок для человечества”, - говорил Армстронг, спускаясь с Орлиной лестницы. И все же этот момент не только для людей. Вместо этого, это была работа тысяч мужчин и женщин, всех различных рас, национальностей и происхождения, которые работали вместе, чтобы добиться одного из величайших достижений человечества.
Для женщин НАСА их работа во многом только начиналась. Последующие десятилетия будут заполнены новыми исследованиями, поскольку они вернут космические корабли не только на Луну, но и на края нашей Солнечной системы. Для некоторых новаторских женщин-инженеров новые миссии еще впереди.
Сью Финли, которая началась в 1958 году, до образования НАСА, до сих пор работает в космическом агентстве. В возрасте 83 лет и с карьерой, охватывающей шесть десятилетий, она является самой длинной служащей женщиной НАСА. Она стала свидетелем головокружительного ряда изменений, как технологических, так и социальных. Ее работы отправили марсоходы на Марс, отправили корабли на все планеты нашей Солнечной системы, дали новые данные и потрясающие изображения Юпитера, Сатурна и Плутона, и даже запустили космические корабли в межзвездное пространство. Тем не менее, немногие за пределами ее лаборатории знают о ключевой роли Финли в освоении космоса. Только в последние несколько лет ее вклад и вклад ее коллег-женщин в НАСА начали получать признание, которого они заслуживают.В годовщину Аполлона 11, как мы признаем мужчин, чьи достижения уже давно хвалили, стоит вспомнить многих женщин, которые принесли нам Луну.