Текст и видео для конкурса «Большая перемен@»
Авторы Светлана Лобунская и Светлана Шалимова
Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. Ежедневно мы проделываем сотни манипуляций с «цифрой»: мгновенно обмениваемся фото- и видеофайлами с друзьями и коллегами, заказываем продукты на дом «онлайн», оплачиваем различного рода услуги дистанционно, приобретаем электронные билеты на отдых, в кино или театр, все чаще читаем электронные книги, а не «живые», бумажные и т.д. Этот ряд можно продолжать бесконечно, т.к цифровизация — это не вопрос будущего, — это настоящее. Относиться к этому можно по-разному: кому-то такие перемены нравятся, кому-то не очень, но жизнь не стоит на месте, мир не статичен, в нем постоянно происходят изменения и человечеству просто необходимо принять эту данность и подстроиться «под изменчивый мир», ведь это и есть прогресс. «Цифра» затронула буквально все сферы нашей жизни, в том числе и сферу образования.
Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, существует множество онлайн-курсов, вебинаров, семинаров. Такого рода образовательные площадки приобретают все большую популярность как среди педагогов, так и среди учащихся и открывают большие возможности для всех участников образовательного процесса. Теперь любой желающий может получить дистанционно дополнительное образование, сменить специализацию, направление в той или иной сфере, повысить свою квалификацию, обменяться опытом с коллегами и учениками.
В современной школе особое внимание уделяется использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Но особенно хочется отметить роль цифровизации в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Речь пойдет об образовательной платформе Центра дистанционного обучения (ЦДО) детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28». Инновационный проект стартовал в 2010 году в соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 гг. Данный проект стартовал в качестве экспериментального, но, как показали время и опыт, актуальность его только возрастает.
Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, сканер, принтер, web-камера и т.д.), высокоскоростной доступ в Интернет. В 2012 году у Центра дистанционного образования детей с ОВЗ открылись 3 филиала с целью охвата всей территории Ростовской области. Целью своей деятельности школа-интернат ставит повышение качества образования за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, формирование информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
Обучение осуществляется в дистанционной форме индивидуально или в малых группах (до 3 человек). Сейчас в ЦДО обучаются уже 510 детей области. Выпускники успешно сдают ЕГЭ, как остальные учащиеся других школ страны, и поступают в профессиональные учебные заведения. В Центре используются такие формы работы с детьми как: chat-занятия (очно-дистанционные), web-занятия (дистанционные), очные занятия. В каждой из этих форм применяются следующие средства работы: электронные курсы и почта, форум, iChat-телеконференция, Skype, облачные технологии. В школе последовательно реализуется принцип ранней глубокой профилизации обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья по индивидуальному расписанию. В школе работает профессиональный, слаженный и компетентный педагогический коллектив, обеспечивающий высокое качество образовательного процесса.
Все мы знаем, что чаще всего дети с ОВЗ находились на домашнем обучении, что лишало их возможности получать качественное образование. С появлением ЦДО такие учащиеся смогли уверенно вступить в образовательный процесс не выходя из дома; получить достойное среднее общее образование, при этом имея возможность раскрыть свой творческий потенциал. Иными словами, сегодня такие учащиеся могут жить обычной жизнью каждого гражданина: учиться, общаться, получать профессии, расти по карьерной лестнице.
Наш Центр шагает в ногу со временем и активно осваивает инновационные образовательные ресурсы. Мы давно не представляем себе урока без информационных и компьютерных технологий (ИКТ), можно с уверенностью заявить, что урок без использования инновационных технологий — это «сухой», скучный, малоэффективный и малоинформативный материал, ведь использование ИКТ прежде всего повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; развивает познавательную активность, возможность творческого самовыражения. Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) должно не только разнообразить урок, сделать его динамичным, увлекательным, но и сделать сложное наглядным, а значит доступным. Учебные интернет-проекты со стремительной скоростью становятся повседневной учебной практикой школьников.
В работе ЦДО педагогами и учащимися активно используются все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР):
1. Самые простые и доступные из них, так называемые статичные ресурсы. Статичные ресурсы – это аналоги наглядных учебных и дидактических материалов печатных изданий. К таким ресурсам относятся фотографии, иллюстрации,электронные тетради, таблицы, схемы, правила, определения, тексты, представленные в цифровом формате. Использование статичных ЭОР на уроках активизирует познавательную деятельность учеников, облегчает процесс запоминания, помогает объёмнее и ярче проиллюстрировать изучаемый материал.
2. Интерактивные ресурсы. Благодаря технологиям мультимедиа и гипертекста обладают динамичным содержанием, возможностью, на основе гипертекста, интеграции различных форм представления информации (текст, иллюстрации, звук), наличием оперативной обратной связи обучаемого с их содержательными компонентами, позволяют выборочно, порционно подавать учебный материал. Чаще всего это всевозможные презентации, видеоролики, научно-популярные фильмы.
Интерактивные иллюстрации, в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и подписей к ним, добавления изобразительных и текстовых объектов, всплывающих комментариев.
3. Аудиоресурсы – это записи звучащей речи или музыки. Аудиоматериалы так же, как и статичные ЭОР, не вызывают трудностей в использовании.
При этом для ребенка они выполняют различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя ЭОР представляют источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Такие ресурсы должны использовать на своих уроках и учителя традиционной школы, но, к сожалению, далеко не все образовательные учреждения отвечают последнему слову техники, что влечет за собой немало проблем, ведь сегодня роль учителя поменялась — теперь это профессия взаимодействия. Если посмотреть буквальное значение слова «педагог», то оно переводится как «ведущий ребенка», «детовод», «поводырь». Человек, с которым дети открывают новые дороги. А что нового можно открыть вместе с учителем, в сотый раз перечитывающим параграф из скучного учебника? Современный учитель — это прежде всего тьютор, преподаватель-консультант, наставник, советник, помогающий обучающемуся в организации траектории обучения; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях.
Современная школа не может находиться в стороне от прогресса, быть сторонним наблюдателем в этом вопросе. Конечно, мы все слышали о «цифровом слабоумии», о снижении памяти и, наконец, о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что является весомым аргументом противников цифровизации в образовании. Но как же теперь быть детям с ОВЗ ?! Многие из них неделями, а то и месяцами находятся на лечении и не имеют возможности общаться со сверстниками, друзьями... много и таких, что навсегда прикованы к инвалидным креслам... Что им остается? Ждать? Ждать, когда к ним домой раз в неделю (и это в лучшем случае!) придет измученный педагог с учебником в руках и проведет три урока по разным дисциплинам? Или попросту отмахнуться от таких детей в силу разных причин?! Как показывает практика и личный опыт работы в Центре, такие дети невероятно талантливы, одарены и всегда готовы к новым открытиям и свершениям, а раскрыть их потенциал им помогают наши замечательные педагоги, что еще раз подтверждает необходимость существования подобных образовательных площадок.
К счастью, все больше современных педагогов считают, что в современной школе, в известном нам формате, нет никакого смысла, дети ведь способны достать любую информацию в считаные секунды. Сегодня задача учителя заключается не только в том, чтобы дать знания детям, но и в том, чтобы каждый ученик научился искать эти знания и усваивать их самостоятельно. Но есть и другие инструменты, которые учителя могут дать школьникам, — те, что действительно пригодятся им в будущем. Это, в первую очередь, умение понять собственные желания и умение выбирать. Прежде всего, мы ориентированы на ученика как на личность. Современная школа — место, где люди могут научиться самым разным способам взаимодействия с другими, с действительностью, с самими собой; роль школы и учителя сводится к тому, чтобы помочь учащимся познать мир и самого себя. Что само понятие «школа» подразумевает сегодня не столько помещение, сколько современный процесс взаимодействия со знаниями. И процесс этот может протекать где угодно: и в музее, и на улице, и в театре. Дело учителя — создание таких рамок, в которых этот самый процесс учения и «закручивается». Такая роль учителя совершенно не исключает живого общения, участия в жизни учеников, скорее наоборот — сколько всего можно обсудить, проанализировать, увлечь! Цифровизация стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но, как любое явление, несет в себе и отрицательные стороны, и об этом нельзя забывать. На сегодняшний день становится важным обучить детей работать с огромным потоком информации, выделять главное и необходимое в работе над школьными проектами, в исследовательской деятельности. Активное использование интернет-ресурсов на уроке и в обычной жизни ведет за собой необходимость рассказывать обучающимся об опасностях сети Интернет. Поэтому задача школы,учителя и семьи сегодня состоит еще и в том, чтобы научить ребенка жить в этой среде, пользоваться всеми ресурсами и возможностями, которые дает нам Глобальная сеть, но при этом находиться в безопасности.
Важно, чтобы современные педагоги были открыты ко всему новому и современному, не боялись шагнуть в мир нанотехнологий, показывали как правильно использовать эти технологии в жизни, ведь мы, взрослые, по-прежнему служим для детей примером. С момента открытия ЦДО прошло почти 10 лет, теперь подобных площадок стало на порядок больше и они (образовательные площадки) стали более оснащенными и модернизированными, но тогда нам, учителям, такой образовательный проект казался каким-то нереальным, фантастическим, суперсовременным! И да, нам тоже было страшно, страшно, потому что мы осознавали, что придется выйти из «зоны комфорта», что нужно будет осваивать массу специальных программ для работы в Сети, что нужно будет учиться взаимодействовать с учащимися на просторах Интернета... И мы научились. Это было захватывающе, увлекательно! Сегодня мы продолжаем учиться, и нередко мы учимся у своих же учеников, ведь они так быстро и легко осваивают «цифру», но только истинный учитель способен извлечь из этого настоящий урок. И самое главное — живое общение никуда не ушло: мы по-прежнему видим блеск в глазах наших учеников, знаем о проблемах, трудностях, с которыми им приходится сталкиваться, о счастливых мгновениях жизни и больших победах, общаемся на отвлеченные темы и принимаем совместное участие в творческих проектах даже тогда, когда между нами сотни километров! Мы знаем, что впереди нас ждут большие перемены, и мы к ним готовы!
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»