Центр исследования и разработки Coca-Cola работает в Брюсселе с 2002 года. О его устройстве, необходимости водных сомелье и о том, что заменит сахар в будущем, рассказывает Тайса Хансен, вице-президент Центра
Напитки для двух миллиардов, ученые со всего мира и сомелье воды
Здесь, в брюссельском Центре исследования и разработки Coca-Cola, мы делаем самые разные напитки для двух миллиардов человек. Это один из шести подобных центров, которые компания Coca-Cola открыла по всему миру. Центр в Брюсселе обслуживает 122 рынка: страны Европы, Ближнего Востока, часть Азии и Африки.
На входе вас встретит огромная бутылка Coca-Cola, а дальше вы увидите много света и окон. Для нас это важно, ведь то, что мы делаем, — это творчество. В Центре работают 100 ученых из 25 стран, и они не только создают рецепты новых напитков, но «перепридумывают» старые вкусы по-новому, а также занимаются разработкой упаковки.
В 2017 году именно в Брюсселе была разработана новая «спиральная» бутылка Fanta.
Поэтому здесь есть биологи, химики, инженеры и технологи пищевой промышленности, а еще ученые-диетологи и даже представители фарминдустрии. Мы пытаемся охватить все сферы, которые соприкасаются с тем, что мы производим. Например, недавно к нашей команде присоединился специалист, который до этого работал над поисками идеального заменителя сахара.
А еще у нас есть должность сомелье воды. Да, бывает бариста, разбирающийся в кофе, бывает сомелье, всё знающий в вине, а нам нужен сомелье, которому всё известно про воду. Существует огромная разница в химическом составе и свойствах воды, поэтому и подход к ее выбору должен быть крайне избирательным. Вода становится всё более важной частью нашего портфолио, поэтому мы придаем ей огромное значение.
Лучшие «мозги» и разведка по всему миру
В компании Coca-Cola мы не считаем, что все лучшие «мозги» обязательно работают на нас. Замечательные специалисты есть и за пределами нашей системы. Поэтому у нас есть целая сеть партнеров. Это более ста компаний, которые помогают нам развивать наши продукты и их производство.
А еще мы ведем постоянный процесс, который называем «разведкой»: мы всегда ищем решения для наших идей по всей планете. Мы проводим встречи в Кремниевой долине, Тель-Авиве, Сингапуре — да где угодно. Как это работает? Например, у нас есть технологические задачи, выходящие за пределы компетенций компании. И тогда мы организуем мероприятия, на которые приглашаем предпринимателей, ученых и представителей стартапов, чтобы поговорить о стоящей перед нами проблеме. Мы приветствуем предложения новых заменителей сахара и рады новым идеям упаковки, не наносящей вред природе.
Сотни вкусов и секретная формула
Люди одержимы Coca-Cola. Как только я говорю, что работаю в лаборатории Coca-Cola, кто-нибудь сразу спрашивает: «А что включает ваша секретная формула?»
Однажды я остановилась в отеле и, заполняя лист регистрации, вписала в поле «Профессия»: «Лаборатория Coca-Cola». И тут служащий как будто сошел с ума: «Скажи, а как устроена ваша формула? Это правда, что почти никто в компании не знает ее?» Я ответила: «Конечно, доступ к ней ограничен. Мы охраняем магию вокруг нее».
Разумеется, формула у нас не одна. Ежегодно мы придумываем около 300 вкусов и даже больше. Правда, у меня нет универсального ответа на вопрос, сколько требуется, чтобы запустить в продажу новый напиток на новом рынке. Я бы разделила ответ на две части. Если мы знаем всё про этот напиток и его ингредиенты, на запуск потребуется от 6 до 18 месяцев. Но он может затянуться на 5 или даже 15 лет, если речь идет о новой формуле, составляющие которой еще не изучены и не одобрены нигде на планете. Ведь нам нужно доказать их безопасность.
Про сахар, натуральность и вопросы из будущего
Последние 20 лет люди всерьез задаются вопросом, что они пьют. Всё чаще мы замечаем, что они хотят покупать менее сладкие продукты и ищут замену сахару. Наша задача — рассказать, что подсластители могут быть получены в лаборатории, но при этом оставаться органическими. Возьмем стевию. Ее производят из растительного сырья, но люди всё равно думают о ней как о чем-то искусственном. Она сделана из листьев, но на упаковке нам приходится писать «стевиолгликозид». Поэтому для людей это подсластитель — и точка. Но мы не стоим на месте и продолжаем искать новые «стевии».
Мы очень хорошо понимаем, что в будущем люди будут всё чаще думать о последствиях потребления сахара, о консервантах, будут искать компоненты из натуральных ингредиентов и натуральные ароматы, а также лучше считать потребляемые калории. Натуральность будет править рынком напитков! И не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения законов. А еще люди будут всё серьезнее относиться не только к тому, какие ингредиенты содержит их напиток, но и к тому, откуда они поступают, как их выращивают, как перевозят. Люди задают всё больше вопросов, а это значит, что их выбор будет основан на том, что они услышат в ответ. Здесь, в Центре, мы работаем для того, чтобы предугадывать эти вопросы и давать на них ответы.