Поскольку я родом из Тульской области, то не мог пройти мимо дебюта Тульского симфонического оркестра в Московской консерватории, которого я к тому же никогда не слышал. Так, что дебют был и у меня как у слушателя. Программа была следующей:
· Вальс из балета Глазунова «Раймонда»
· Третий концерт С. Прокофьева для фортепиано с оркестром
· «Шехеразада», симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова.
Резюме: тульский симфонический – весьма и весьма приличный оркестр. Скрипичный тест выдержали отлично – все скрипки играли синхронно, а это признак качественного оркестра.
Теперь впечатления. Сначала был вальс из «Раймонды». Было небольшое ощущение зажатости оркестра, будто произведение разучили в последний момент. И действительно в программу оно вошло в последнюю очередь. Тем не менее, музыка приятная.
Затем шёл третий концерт Прокофьева. Исполнял Дмитрий Шишкин – обладатель второй премии на тот момент только-только прошедшего конкурса Чайковского. Благодаря исполнению этого концерта эту премию он и получил. Сам концерт конечно шикарный – сложный, эмоциональный, экспрессивный, в чём-то даже взрывной. Пианист и оркестр вполне соответствовали произведению. Правда, пианист мог быть более взрывным. Он немного устал. Конкурс Чайковского до этого, два гала-концерта до самого концерта в Консерватории (в «Зарядье» и в «Мариинке-2»). Сложно быть абсолютно свежим, но энергии и куража у него оставалось много, поэтому получил несомненное удовольствие.
Вторым отделением была «Шехерезада» Римского-Корсакова. Для меня, как и для многих, это одно из любимых произведений композитора. Слушал её неоднократно и как симфоническое произведение, и как музыку одноимённого балета Михаила Фокина. В последний раз до этого на открытии Пасхального фестиваля под управлением Валерия Гергиева в том же зале и даже на том же месте. Предпочитаю крайние места боковых амфитеатров – хорошо видно оркестр, да чего скрывать – дешевле.
И вполне ожидаемо было думать, что сейчас я услышу совершенно второй сорт исполнения. Ведь я сравниваю исполнение оркестра, борющийся за звание лучшего оркестра страны и оркестра Тульской области, которая никогда не была сильно заметна в мире классической музыки.
Каково было моё удивление, когда услышал очень приличный уровень игры, мне не резало слух, не слышал явных ошибок (как любитель более тонкие вещи я возможно и не различу). То есть не было никакой пропасти между двумя разными по статусу оркестру.
Возможно, Тульский филармонический симфонический оркестр – это оркестр второго сорта, но первого класса.
Итого, дебют можно считать успешным.