Найти тему

«А сейчас будут вешать адвоката»: что я не учла, выбирая книги для ребенка

Во время моей беременности мы с мужем по очереди читали нашей будущей малышке «Приключения Незнайки». Эту книгу я выбрала интуитивно — из всего, что любила в детстве, в тот период захотелось перечитать именно Носова. После рождения дочери акцент, ясное дело, был смещен на более простые сказки: не прокатился мимо нас «Колобок», да и «Курочка Ряба» мимо не пробежала)

Уже в 1,8 г. я записала эту юную читательницу в детскую библиотеку, потому что ее потребности в книгах возрастали) Примерно после 2,5 лет начали знакомить крошку с объемными произведениями, ведь большинство «тоненьких» книжечек было прочитано.

Библиотечные экземпляры)
Библиотечные экземпляры)

Здесь нашлось место ностальгии: я с удовольствием освежала в памяти все, чем зачитывалась сама. Ну, конечно, «1000 и одну ночь» пришлось отложить) Зато в ход пошли чудесные приключения Элли и ее друзей, настоящий экшн от советской школьницы Оли и ее двойника Яло, истории о многодетной семье, живущей в лесу, и так далее.

Малая часть нашей домашней библиотеки
Малая часть нашей домашней библиотеки

Наша дочь — очень впечатлительный ребенок. И не учесть это при подборе книг было моим материнским преступлением. Даже Волк из «Красной Шапочки» или истории о 7 козлятах вызывает ее сочувствие, участие, иногда — слезы и обязательно — неизменные вопросы: «Он больше не пойдет к своей маме?» Что поделаешь, пришлось изворачиваться! Например, так: «Пришли охотники, велели Волку выплюнуть Красную Шапочку и ее бабушку. Он так сделал, убежал в лес и больше никого никогда не обижал».

Даже на картинку смотреть страшно
Даже на картинку смотреть страшно

А еще Волку иногда зашивали живот, если в моей интерпретации бабушка и ее внучка выходили из чрева ненасытного хищника, заботливо поддерживаемые под белые ручки своими спасителями-охотниками) То есть ребенку важно знать, что все остались живы и здоровы, понимаете? Если мы случайно берем такую книжку, где кто-то умер, этот персонаж у нас неизменно уезжает) Нет, конечно, он потом приедет, потому что без иного варианта ребенок тоже не будет абсолютно счастлив и спокоен. По этой причине отложили на «когда-нибудь потом» историю про Пеппи Длинныйчулок. Да, прочитали, но с огромным напряжением: вот бы не «проколоться» про маму девчонки!

Одна из моих любимых детских книг — «Волшебник Изумрудного города». Там, конечно, очень душещипательный финал, зато какие яркие приключения! В конце я, едва сдерживая слезы, пообещала дочери, что Элли вернется. Не обманула, конечно, но потом мы дочитались до «7 подземных королей». И вот там-то суровая правда настигает нас беспощадно: Элли больше никогда не будет в Волшебной стране.

Еще один момент, почему я не рекомендую сагу о путешествиях канзасской девочки для впечатлительных малышей: как-то надо придумать, куда делись Гингема и Бастинда. Первую у нас унес ураган, который она сама и вызвала (да-да, домик Элли никого не раздавил), а вторая убежала, испугавшись воды (что тоже близко к истине). Говорить «умерли», «уничтожены» и прочее язык пока не поворачивается.

Суровая правда)
Суровая правда)
Из-за этого не советую читать братьев Гримм, русские народные сказки о мертвой и живой воде, где есть место расчлененке, а также истории, где «добры молодцы» беспощадно рубят головы драконам, змеям и друг другу. «Знакомство» с известным каннибалом Бабой-Ягой думаю, тоже стоит отложить.
Если читать так, как это делаем мы, можно язык сломать
Если читать так, как это делаем мы, можно язык сломать

Спорные моменты со смертью и насилием есть и в «Королевстве Кривых Зеркал», и в «Приключениях Пиноккио». Сейчас повторно читаем «Приключения Чиполлино», но только ради забавных аналогий людей с плодово-ягодным миром) Идея сказки о классовом неравенстве и печальные моменты (например, смерть паука-почтальона) — все это, надеюсь, тоже будет потом.

Сейчас повесят адвоката...
Сейчас повесят адвоката...

Набив несколько шишек, я поняла такую вещь: сказки должны не только чему- то учить, но и быть добрыми, справедливыми, оставлять в душе ощущение счастья, радости, гармонии. Суровые реалии неизбежны, но пусть хотя бы детство будет светлым и безоблачным. В том числе и в мире сказок. Только как в полной мере оградить ребенка от «грустных» историй, если она и сама уже читает книги?)

Сама я этой книжкой, конечно, зачитывалась в детстве
Сама я этой книжкой, конечно, зачитывалась в детстве
Как-нибудь мы с вами поговорим о сказках, формирующих «неправильное» восприятие ребенком реальности. А пока делитесь, что читали в детстве вы и что читают ваши дети. Сильно отличаются это списки друг от друга?)