Найти тему

Анна Старобинец. «Убежище 3/9»

Я смотрела сверху и немного сбоку. Луна была яркой – достаточно яркой для того, чтобы я могла различать все предметы. Внимательно присмотревшись, я поняла, что лежало там, на тропинке. Маленькие белые камушки. Даже, скорее, не белые, а перламутровые. Они блестели в лунном свете. Было очень тихо.
Немного погодя послышался легкий хруст. Кто-то медленно шел по тропинке, приближаясь ко мне. Я не видела, кто. Как загипнотизированная, я смотрела на камушки и пыталась убедить себя, что бояться нечего. Вряд ли это был кто-то большой или агрессивный: слишком тихо и неуверенно звучали шаги. Я смотрела на камушки и думала, что нет смысла бежать.
Особенно если я не могу убежать.
Потом шаги стихли.
В воздухе послышался какой-то странный шорох. Прямо у меня над головой. Я зажмурилась, стараясь не думать о звуках и ничего не чувствовать. Не чувствовать, как ночной ветер остужает и делает ледяными капельки пота, проступившие у меня между лопаток. Как они скатываются по спине маленькими градинами, оставляя за собой влажный холодный след…

Это оказалась совершенно неожиданная для меня история. Хотя бы потому, что я не знала, что от неё ожидать. Но дело не только в отсутствии ожиданий.

Это история об Апокалипсисе, густо замешанном на русских, и не только, сказках. История о женщине потерявшей сына, и, что в разы хуже – забывшей о его существовании. История о семье, походя, разрушенной для достижения совсем других целей. История о мире, расколотом надвое и принесенном в жертву амбициям. И, за кадром, история о любви, с которой все началось.

Да и сама история похожа на сказку. И дело тут не в персонажах. Они только подчеркивают и усиливают сходство. Просто большая часть истории – о том пути, который требуется пройти чтобы исправить ошибку. Износить железные сапоги. Изглодать железные хлеба. Пересечь черные воды заповедной реки, чтобы обрести, наконец, потерянное по неведению.

И как-то это все попало под настроение. И размеренный ритм, сходный с теми гипносчиталками, которые использует одна из персонажей. И тягучая атмосфера с привкусом безысходности, но не убивающая надежду на лучший исход. Ну и разумеется, то, что эту книгу в какой-то мере можно отнести к хоррорам, сыграло свою роль.

Я вряд ли возьмусь перечитывать эту книгу, для меня она скорее одноразовая. Но для книги на один раз она очень даже хороша. И, благодаря ей, я однажды загляну и в другие книги Анны Старобинец.