Найти в Дзене
История нашего мира

Пригрели змею на груди

1278-1282 годы. Государство Хулагидов При ходже Беха ад-Дине в Исфагане состоял на службе иездским атабеком Маджд ал-Мульк Иезди. Беха ад-Дин рекомендовал его своему отцу, сахиб-дивану государства Шамс ад-Дину. Последний принял Маджд аль-Мулька к себе на службу (в 1278 году) и несколько раз давал ему ответственные поручения. В частности, поручил выяснить так сколько на самом деле человек проживает в Грузии. Цифры, предоставляемые местными владетелями - как христианами, так и мусульманами - вызывали сомнения у центральных властей. В другой раз Маджд ал-Мульк ездил с поручением в провинцию Рум. Но всего этого Иезди казалось мало, он хотел большего. А тут так случилось, что как-то Маджд ал-Мульк Иезди оказался попутчиком Маджд ад-Дина ибн Асира, наиба сахиба Ала ад-Дина, брата Шамс ад-Дина. Тот начал хвалить мощь и вооружение войск Египта, враждебного государству ильханов. Маджд ал-Мульк решил это использовать. Он явился к Йису-Бука-гургену, эмиру, имевшему доступ к правителю государст

1278-1282 годы. Государство Хулагидов

При ходже Беха ад-Дине в Исфагане состоял на службе иездским атабеком Маджд ал-Мульк Иезди.

Беха ад-Дин рекомендовал его своему отцу, сахиб-дивану государства Шамс ад-Дину. Последний принял Маджд аль-Мулька к себе на службу (в 1278 году) и несколько раз давал ему ответственные поручения. В частности, поручил выяснить так сколько на самом деле человек проживает в Грузии. Цифры, предоставляемые местными владетелями - как христианами, так и мусульманами - вызывали сомнения у центральных властей.

В другой раз Маджд ал-Мульк ездил с поручением в провинцию Рум. Но всего этого Иезди казалось мало, он хотел большего.

А тут так случилось, что как-то Маджд ал-Мульк Иезди оказался попутчиком Маджд ад-Дина ибн Асира, наиба сахиба Ала ад-Дина, брата Шамс ад-Дина. Тот начал хвалить мощь и вооружение войск Египта, враждебного государству ильханов.

Маджд ал-Мульк решил это использовать. Он явился к Йису-Бука-гургену, эмиру, имевшему доступ к правителю государства, ильхану Абага-хану (1) и доложил, что Шамс ад-Дин и его брат Ала ад-Дин, который управляет делами в Багдаде, заодно с египтянами и только и ждут, как бы передать им Багдад с областью.

Абага-хан
Абага-хан

Йису-Бука-гурген передал этот донос Абага-хану.

По велению ильхана, Маджд ад-Дина схватили и допросили. Но даже под пытками он все отрицал. Закончилось дело тем, что ему дали сто ударов палками и выдали его Шамс ад-Дину, который отправил пострадавшего в провинцию Рум, подальше от дворца, на должность хакима Сиваса.

Маджд ал-Мульк пристроился при эмире Йису-Бука-гургене и начал обдумывать планы как бы избавиться от Шамс ад-Дина и его брата Ала ад-Дниа, так как понимал, что те не простят ему содеянное.

В марте 1280 года в Казвине во время встречи Абага-хана со своим сыном Аргуном, Маджд ал-Мульк через некоего Абачи попал на прием к царевичу Аргуну и стал рассказывать тому, как, мол, сахиб-диван и его брат за взятки переманили на свою сторону эмиров из окружения Абага-хана и те не докладывают верховному правителю, что сахиб диван и его брат, присваивают собираемые налоги, а в казну не сдают. И что Шамс ад-Дин погубил Тудаун-бахадура и Урукту, так как он заодно с султаном Египта. Что он накупил себе имений на государственные деньги на 4.000 туманов, а 2.000 туманов наличными спрятал. А брат Шамс ад-Дина Ала ад-Дин

...прибрал к рукам Багдадские владения, изготовил себе венец, украшенный самоцветными камнями, достойный государей, собрал безмерные сокровища и зарыл бесчисленные клады.

Кроме того у него в Багдаде в домах более 1.000 туманов денег.

Царевич Аргун передал все эти слова Маджд ал-Мулька отцу. Абага-хан предложил сыну пока ни о чем подобном никому не говорить

Весною 1281 года в Шервиязе Абага-хан вновь встретился с Маджд ал-Мульком, и тот наговорил опять на Шамс ад-Дина и его брата.

Тогда Аргун-хан велел, чтобы к нему привезли наибов Шамс ад-Дина и все счетные книги и в его присутствии их проверили.

Однако сахиб диван через Олджей-хатун, жену Абага-хана, добился отмены этого приказа Абага-хана. Но, что касается Маджд ал-Мулька его оставили при дворе Абага-хана и велели служить вместе с монгольскими эмирами Тогачаром, Чуши и Урдукия

В конце весны этого года Абага-хан назначил Маджд ал-Мульк мушрифом и контролером над делами сахиб дивана, что вызвало всеобщее удивление, так как до этого подобную должность давали только монголам и никогда местным.

Маджд ал-Мульк возгордился и попробовал угрожать Шамс ад-Дину и обещать, что он его уничтожит. На это Шамс ад-Дин ответил, что скорее он себе свернет шею.

Убедившись, что Шамс ад-Дина свалить не так просто, как он думал, Маджд ал-Мульк решил давить на его брата, Ала ад-Дина.

По наущению Маджд ал-Мулька у Ала ад-Дина вначале отобрали сто туманов денег, потом заковали в цепи и выставили на Багдадском мосту и долго избивали и пытали, пока не заставили продать все, что у него было, вплоть до его детей.

-2

17 ноября 1281 года Маджд ал-Мульк прибыл в Багдад, лично отобрал деньги, которые собрал отовсюду Ала ад-Дин в сумме 300 туманов и вновь заковал. Но 27 декабря 1281 года Абага-хан велел выпустить Ала ад-Дина из тюрьмы.

Спустя немного времени Мадж ал-Мульк, Тогачар, Урдукия вновь прибыли в Багдад и били и пытали Ала ад-Дина пытаясь выжать из него еще 33 тумана, но так ничего и не добились, так как у Ала ад-Дина ничего не осталось. А если денег нет, то пытай – не пытай, они не появятся. Ала ад-Дина отправили в тюрьму в Хамадане.

В начале 1282 года умер Абага-хан. На трон вступил его старший сын Ахмед (2). Так как при дворе хана Ахмеда Йису-Бука, сын Алтаджу-аги, являлся покровителем Маджд ал-Мулька, то последний начал вновь нападки на Шамс ад-Дина и едва вновь не добился должности мушрифа (надзирающего над владениями).

Но у него на этот раз не вышло, так как Шамс ад-Дин обратился за помощью к Ирмани-хатун, супруге хана Ахмеда, и та вступилась за сахиб-дивана. Шамс ад-Дин благодаря этому немного осмелел и дал команду своим людям рассказывать повсюду все, что они знают про Маджд ал-Мулька и его проделки. Кое-что, конечно, привирали, не без этого.

Тем временем 4 июля царевич Аргун по приказу хана Ахмеда велел доставить к нему в Сияхкух Ала ад-Дина, который сидел в заключении в городе Хамадан.

Тем временем Маджд ал-Мульк послал записку царевичу Аргуну, что его отца Абага-хана отравил сахиб диван Шамс ад-Дин и он, мол, теперь пытается отравить Маджд ал-Мулька.

Пока Маджд ал-Мульк плел свои интриги, он забыл о собственном племяннике Сад ад-Дине, который благодаря дяде скитался по закоулкам и вел нищенскую жизнь. Шамс ад-Дин узнал об этом и велел разыскать Сад ад-Дина. Когда того нашли, «обогрели, накормили», пообещали хорошую должность и племянник с подачи Шамс ад-Дина сделал донос хану Ахмеду, что Маджд ал-Мульк на самом деле действует в пользу царевича Аргуна, которого мечтает возвести на трон.

Донос, сделанный племянником на дядю, дело серьезное. Заслуживает доверия. Кто лучше знает о махинациях человека, как не родичи?

Хан Ахмед издает указ, согласно которому Ала ад-Дина не только освобождают из заключения, но и возвращают ему все отобранное у него имущество и все его имения.

На ближайшем курултае Ала ад-Дин роздал это имущество с согласия хана Ахмеда присутствующим, как имущество, которое принадлежит лично ильхану, а он, мол, был только его смотрителем.

Последовал приказ хана Ахмеда старшим эмирам Сунджак-ага и Аруке допросить Маджд ал-Мулька и обыскать его дом. При обыске была найдена львиная шкура, исписанная желтым и красным неразборчивым письмом. Маджд ал-Мулька заподозрили в колдовстве, которого монголы очень боялись. Обратились к бахшину и шаманам.

-3

Те посоветовали сунуть эту шкуру в воду, отжать шкуру в эту же воду и воду эту дать выпить самому Маджд ал-Мульку. Если шкура заколдована, то все злое колдовство, которое есть в ней, перейдет к Маджд ал-Мульку.

Последний отказался пить эту воду и начал лепетать в свое оправдание, что эту шкуру ему, мол, подложил шейх Абд ар-Рахман.

Однако после того, как он отказался выпить воду из отжатой шкуры, ему уже никто не верил. Все считали, что он занимался злым колдовством и знает, зачем ему была нужна шкура, раз побоялся выпить воду.

Начались споры. Многие монгольские эмиры требовали казни Маджд ал-Мулька. Сунджак-ага возражал.

Но получилось так, что у Сунджак-аги заболела нога, а шейх Абд ар-Рахман сообщил Сунджак-аге, что пока тот не согласится на казнь колдуна Маджд ал-Мулька, нога будет болеть.

-4

Нагайка.рф. Закажи казачью нагайку прямо сейчас!

В результате хан Ахмед издал указ, чтобы Маджд ал-Мулька выдали его врагам – тем, кого он обидел.

Когда этот указ хана был обнародован, собралась огромная толпа. И хотя сахиб дивана Шамс ад-Дин был против убийства Маджд ал-Мулька, Ала ад-Дин и ходжа Харун настояли, чтобы их врага выдали в руки тех из простолюдинов, кого он обидел.

14 августа 1282 года Маджд ал-Мулька выдали толпе простолюдинов и та разорвала его на части.

Ала ад-Дин был принят ханом Ахмедом, все обвинения с него сняли и вернули ему его должность в Багдаде.

Когда надумаете сделать кому-то подлость, имейте в виду, что с вами могут поступить так же. Как ты к людям, так и они к тебе.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Источник: Рашид ад-Дин

1. правил в 1265-1282 гг.

2. правил в 1282-1284 гг.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua