Продолжаю подводить субъективные киноитоги десятилетия. Вслед за персональными рейтингами лучших боевиков и лучшего рукопашного экшна, составил топ вестернов.
Начиная с 80-х годов прошлого столетия, вестерн представляет собой жанр Шрёдингера, который одновременно жив и мёртв. Вестерны снимаются, среди них встречаются настоящие бриллианты и неограненные алмазы, но единичные успехи к полноценному ренессансу Дикого Запада на экране так и не привели.
В десятых эта тенденция проявилась максимально сильно: реанимировать кино про ковбоев и индейцев пытались лучшие люди Голливуда, работавшие с поэтикой как классического голливудского вестерна, так и с сюжетными тропами забористых итальянских спагетти. Вот только при всей благородности намерений получалось редко:
- Крэйг Заллер в "Костяном томагавке" серьезно переборщил с уровнем жесткости, из-за чего получился больше хоррор, чем вестерн.
- Квентин Тарантино начинал снимать трибьют спагетти-вестерну, но в результате свернул в сторону переписывания американской истории в "Джанго освобожденном".
- Жак Одиар в "Братьях Систерс" заигрался с феминистическими тенденциями современного попкульта, чересчур демифилогизировав и дегероизировав "героев фронтира".
- "Великолепная семёрка" Антуана Фугуа - просто скверное голливудское кино.
Однако на фоне провалов и сравнительных неудач, удалось найти 7 фильмов, снятых в уходящем десятилетии, которые не стыдно поставить на одну полку с лучшими вестернами прошлых лет.
7 место: Преисподняя (Brimstone), 2016, режиссер - Мартин Кулховен
Выдающий евровестерн, отличающийся холодной безнадежной атмосферой, нелинейным сюжетом (действие скачет из прошлого в будущее), солидным хронометражем и одним из самых впечатляющих кинозлодеем десятилетия в исполнении Гая Пирса.
6 место: Баллада Бастера Скраггса (The Ballad of Buster Scruggs), 2018, режиссеры - братья Коэн
Братья - единственные голливудские режиссеры, работающие прямо сейчас, которые действительно понимают вестерн как жанр. В "Балладе", несмотря на эксцентрику и пародийность, они смогли рассказать несколько историй, которые могли произойти только на Диком Западе и снять это так, как возможно только в вестерне.
5 место: Местный (The Homesman), 2014, режиссер - Томми Ли Джонс
Старый спивающийся ковбой в исполнении Томми Ли Джонса вместе со старой девой в исполнении Хилари Суэнк должны сопроводить трёх сумасшедших женщин из пункта А в пункт Б. Классическая вестерная схема, однако снятая подчеркнуто жестко, неприятно и безысходно. Всё-таки Дикий Запад - не самое позитивное место. "Непрощённый" Иствуда на фоне "Местного" выглядит "Одиноким рейнджером".
4 место: Омерзительная восьмерка (The Hateful Eight), 2015, режиссер - Квентин Тарантино
Если "Джанго освобожденный" получился тяжеловесным политическим высказыванием вместо бодрого спагетти, то в "Омерзительной восьмёрке" у Квентина всё получилось. Фильм можно рассматривать, как вестерн-версию "Бешеных псов", так и в качестве трибьюта американским вестернам 50-х и 60-х категории "Б", где действие ограничивалось салуном или таверной из-за острой нехватки бюджета.
3 место: Страна благоденствия (Jauja), 2014, режиссер - Лисандро Алонсо
Самый радикальный арт-минималист латиноамериканского кино совершенно неожиданно снял метафизический ретровестерн, который напоминает фильм Джона Форда, снятый киноязыком Рауля Руиса (подглядел в какой-то рецензии, аналогия не моя, но очень точная). "Страна благоденствия" - один из немногих фильмов нового века, на которые, пусть и с нятяжкой, можно нацепить ярлык "психоделического вестерна".
2 место: Выживший (The Revenant), 2015, режиссер - Алехандро Гонсалес Иньярриту
Жанровая принадлежность "Выжившего" - вопрос спорный. Но элементов вестерна (суровый фронтир, индейцы, история выживания, погони и мести) в нём достаточно, чтобы попасть в список. "Выживший" - настоящий праздник на удице любителей Survival Horror. Такой натуралистичной и снятой на высшем голливудском уровне истории выживания в максимально недружелюбных условиях ещё не было в современном голливудском кино. Жаль, что индустрия, способная выдавать такое, тратит ресурсы на съёмки бесконечных кинокомиксов и фанфиков по мотивам когда-то крутых франшиз.
1 место: Железная хватка (True Grit), 2010, режиссеры - братья Коэн
Выскажу непопулярное мнение, но "Железная хватка" - лучший фильм братьев Коэн в новом веке и ремейк, на несколько голов превосходящий оригинал с Джоном Уэйном. Джефф Бриджес был рожден для этой роли, а братья удивительно тонко чувствуют вестерн, снимая традиционно жанровый фильм, но дополняя привычные сцены тонким юмором и неожиданно смещенной оптикой, благодаря чему фильм смотрится свежо, даже если успел посмотреть не одну сотню вестернов.