Найти тему
rockanews

Французский шансон, чем он отличается от русского

Два понятия, которые не имеют к друг другу никакого отношения.

Микрофон и рояль - всё что нужно для шансона
Микрофон и рояль - всё что нужно для шансона

Если быть точным и не вдаваться в условности, то шансон - это жанр французской песни в стиле кабарэ. Репертуар классического шансона отличается куртуазностью текстов, высокими требованиями к качеству содержания и, зачастую, авторским исполнением. "Цыпленок жареный - цыпленок пареный", - это из другой оперы. Жанр шансона во франкоязычном мире - в своем большинстве мужской: Лео Ферре, Жорж Брассенс и Жак Брель.

Лео Ферре классик шансона
Лео Ферре классик шансона

В нашем Отечестве у этого направления в основном - женское лицо: Людмила Гурченко, Елена Камбурова, Тамара Гверцители.

Аналог феминистическому проявлению шансона во Франции есть и называется он chanson réaliste. Яркие представители - Дамиэль, Фреэль, Эдит Пиаф.

В мужском виде советский шансон оказался довольно камерным явлением, не выходящим за пределы театральных подмостков. По настоящему вырваться оттуда пожалуй удалось только Андрею Миронову. Но все вышеназванные советские исполнители не исполняли своих песен, к разряду шансонье их отнести можно с некоторой натяжкой.

Авторская песня в СССР в основном исполнялась в жанре бардовской песни.

Поющих авторов эстрадной песни мы не берем во внимание. Равно как и таких французских авторов-исполнителей, как Джо Дассен, Джонни Холлиде́й и др.

Французскую песню любили в СССР и часто показывали по телевизору, но с приходом горбачевской Перестройки приоритеты начали меняться. Еще на волне прежней франкофилии в эфир пробралась мадмуазель поющая блюз Патриция Каас. Она больше немка, чем француженка и начинала отнюдь не в блюзе, а как раз в жанре кабарэ в заведениях на границе с Германией.

В последние годы советской империи качественную эстраду начало замещать вульгарное творчество из подъедов и дворов. На главные сцены вырвалась - блатная песня. Перед многомиллионной аудиторией бывшего СССР проявились лица, чьи голоса ранее доносились, только из магнитофонных динамиков: Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский, Александр Новиков - последний не сразу, а после возвращения из учреждения пенитенциарной системы.

Русский шансонье Саша Стаканов/фото из открытых источников
Русский шансонье Саша Стаканов/фото из открытых источников

В западном мире, да и в царской России это называлось просто каторжная-песня, или мардер-баллады. Но, захотелось высокой культуры и блатную песню переименовали в "русский шансон", соединили не соединяемое. Если бы французы захотели сделать тоже самое, то получилось бы так - "pesnya française" - для фанцуза это словосочетание лишено смысла, равно как и "русский шансон". Нет никаких оснований так называть это музыкальное направление, которое не несет в себе ни грамма куртуазного амура, гротеска и благородного нуара. Что касается музыкального сопровождения, то в прямолинейной тапёрщине, нет ни грамма намека на кабарэ. В месте с тем, в блатной песне есть свои великие имена, например Аркадий Северный.

К сожалению мы потеряли целую эпоху, российская аудитория теперь не знает национальную французскую, итальянскую, и немецкую песню, а уж о странах Восточной Европы и говорить не о чем. Их не ставят в теле- и радиоэфиры, не продвигают блогеры. Все поглотила синтетическая интернациональная жвачка из рэпа, r'n'b и рэйв-хаус-клаббинга.