Найти тему
Костя Ермолкевич

Как выбрать фокус интервью

Оглавление

Итак, вам предстоит записать первое интервью. Вроде бы есть тема, но прежде чем писать герою, нужно понять в чем фокус материала. Если этого не сделать — ваш герой не поймет, чем ваше интервью отличается от многих интервью, которые он давал раньше. А некоторое герои дают интервью постоянно. Именно правильно выбранный фокус обещает герою хорошее интервью.

Фокус интервью прописывается в виде логлайна — максимально короткого пересказа вашей истории. При минимуме слов он должен возбудить интерес читателя. Разберем как искать фокус на примере одного интервью.

Ситуация: Договариваюсь об интервью с девушкой, которая работала в организации по борьбе с рабством. Сейчас девушка готовит свой социальный проект по адаптации бывших сексуальных рабынь. Вот о чем здесь можно сделать материал.

ВАЖНО: Фокус интервью ≠ тема интервью. Фокус включает в себя тему, но также определяет как интервьюер будет строить разговор и в какой итоговой форме выйдет материал.

Личный заход

Главное в таком фокусе — изменения героя. Мы показываем, как находившийся в неведении герой меняет свою жизнь и как на это реагируют окружающие. Фокус не на фактах, а на реакции и рефлексии героя.

Пример: История девушки, которая случайно столкнулась с темой рабства и начала в этом развиваться.

«Раньше просто проходила мимо попрошаек, теперь я спрашиваю все ли у них хорошо, не хотят ли они вернуться домой, и если да — мы помогаем»

Другой подход — делать упор на ценности героя. Показывать как они помогают действовать, преодолевать сомнения и менять мир.

«Мне не плевать: почему я борюсь с рабством»

Биоинтервью — тоже хороший прием. Интервьюер задает серию вопросов о разных периодах жизни, пытаясь уловить связь прошлого героя с его нынешними поступками.

«Когда мне было 15, у меня пропала подруга: почему я помогаю людям»

Тематическое интервью

Фокус на проблеме, которая стоит за опытом героя. Он знакомит читателя с теорией, объясняет детали и дает советы. Может разоблачать мифы и просвещать.

Пример: Частное мнение о рабстве. Девушка рассказывает о проблеме, сценариях и лайвхаках.

«Часто жертв сдают в рабство близкие люди. Вот признаки того, что вас хотят отдать в рабство»

В таких интервью герой подается как эксперт, который своими знаниями может перевернуть привычный мир читателя.

«Что нужно знать о рабстве в Москве»

Вместо интервью можно записать руководство. Перед записью подготовьте распространенные сценарии проблем и попросите героя дать инструкцию.

«Что делать, если вы думаете, что в соседней квартире бордель»

Истории

Разрозненные эпизоды о теме интервью. Их цель — показать детали какого-то явления без дополнительных оценок. В таком интервью после редактуры исчезнут вопросы и останется только истории в виде прямой речи.

Пример: Истории о борьбе с рабством в России.

«Однажды мы брали нигерийский притон. Во время обыска я нашла деньги в настольной Библии. Местная мамочка знала, что так у нее не будут красть. Они там все очень верующие»

Другой заход — формат дневника–хроники. Герой рассказывает о разных событиях и дает им оценку.

«Как я брала свой первый бордель: хроника»

Нарративный фокус хорошо подходит для материала с группой героев — командой, организацией, представителями одной социальной группы, профессии, национальности и тд.

«Альтернатива: взгляд на борьбу с рабством»

Кейсы

Фокус на процессе и результате. В таком интервью есть таймлайн и действует схема «действие — результат». В таком материале много примеров, разборов ошибок и советов потенциальным подражателям.

Пример: Как активистка делает проект по адаптации бывших нигерийских проституток.

«На последний гонорар со сценария я купила машинки для шитья и ткань. Вот что планирую делать дальше»

Такой материал не обязательно заканчивается успехом. История о провале может наглядно показать ошибки.

«10 ошибок, которые я сделала на социальном проекте»

Интервью также может помочь провести промежуточный итог, прежде чем человек или проект перейдет на новый этап.

«Что я сделала, чтобы получить грант на социальный проект»

Фокус нужен не только интервьюеру, но и герою. При первом обращении хорошо сформулированный фокус может показать, что герой не подходит для интервью: нет нужного опыта или знаний, не готов говорить о проблеме, не может разглашать информацию, не видит ценности в разговоре на предложенную тему и тд. Правильный фокус экономит время и нервы интервьюера.

« — Привет! Хочу сделать с тобой интервью про твой проект по реабилитации рабынь. Что думаешь?

— Привет! Не думаю, что буду им заниматься. возможно, вместо этого будем собирать деньги на билеты нигерийкам на родину.»

О том, как правильно договариваться об интервью — в следующих постах. Больше советов об интервью — в моем телеграм-канале.