Сандлер И.Б., Кучеренко В.В. Гиганты шоу-бизнеса. В 2 тт. Серия «Список Сандлера».
М., Издательство «Сандлер», 2014. – 440 с.: ил., 416 с.: ил., 2000 экз., ISBN 978-5-9905276-1-4, ISBN 978-5-9905276-2-1
Вам знакомы эти имена – Ирвинг Азофф, Нил Богарт, Джерри Брон, Рик Рубин?.. Не очень? Оно и неудивительно: это именно те бизнесмены, о которых в хите заслуженных рокеров AC/DC «Let There Be Rock» еще в 1977 годупелось: «И гитарист становился знаменитым, / А бизнесмен – богатым». Естественно, что сказочно богатые и влиятельные персоны шоу-бизнеса всегда норовили оставаться в тени – только иногда кто-то из них, как и упоминаемые в двухтомнике покойные менеджеры The Beatles (Брайан Эпштейн) и Led Zeppelin (Питер Грант), взлетал на волну публичной известности. Но такое случалось очень редко – и потому толковые книги или, если угодно, справочники, посвященные великим деятелям шоу-бизнеса XX века, никогда не стоявшим на сцене, и за границами нашей Родины можно по пальцам пересчитать.
И что говорить о своевременности такой книги для современной России – можно сказать, что она своевременна и долгожданна здесь всегда! Тем более на фоне уже совершенно непростительного во втором десятилетии XXI века полнейшего непонимания факта, что шоу-бизнес – точнее говоря, та его отрасль, что относится к современной музыке – держится не только и не столько на безотказных финансовых схемах, но, в первую очередь, на незаурядных личностях, не боявшихся принимать смелые и не всегда логичные решения, основанные только и только на личном чутье. И на любви к музыке и вере в конкретных музыкантов – как же без этого? Так что, наверное, знакомство со всеми 47 очерками о великих рок-менеджерах, студийных саунд-продюсерах, композиторах, пресс-агентах и даже журналистах способно вызвать оторопь у местного даже и «профессионала» (наличие кавычек понятно) от несчастного родного шоу-бизнеса. Во-первых, этот «профессионал» постоянно путает в чисто отечественной традиции понятия «продюсер» и «менеджер», да и фамилий, перечисленных в двухтомнике, он наверняка не слыхал… Ничего, прочитает – и хотя бы узнает, как за границей и бывшего СССР, и сегодняшней России работают настоящие профи; те, кого принято называть «большими мальчиками шоу-бизнеса». Очень большими.
Нужно признать, что схемы работы традиционного шоу-бизнеса, описанные в этих подробных, действительно энциклопедических очерках, в наш век интернета, цифровых загрузок, стрим-вещания и упадка роли физического носителя и бумажного музыкального журнала уже не столь могущественны, как в золотые времена рок-н-ролла – но что мешает перенести великий опыт былого в новое столетие? Тем более, что отбор личностей для получения звания «Гигантов шоу-бизнеса» произведен авторами действительно среди титанов: читатель всегда мог догадаться о небывалом профессионализме и напористости тех, кто выводил в высший эшелон действительно великие рок-группы, будь то The Beatles (Брайан Эпштейн), The Rolling Stones (Эндрю Луг Олдэм), Led Zeppilin (Питер Грант) или Uriah Heep (Джерри Брон). Но среди великих имен здесь есть и изобретатель термина «рок-н-ролл», радийный диск-жокей Алан Фрид, и саунд-продюсеры планетарного уровня – Эдди Крэмер и Боб Эзрин, композиторы Джерри Лейбер и Майк Столлер… Определенно, каждая из 48 персоналий заслуживает того, чтобы быть упомянутым в рецензии на книгу. Но в то же время эти люди, то есть очерки о них, в двухтомнике выстроены в алфавитном порядке, что неявно сообщает читателю об их безусловной равновеликости для мирового музыкального процесса.
Само собой разумеется, что рассказ о непубличных деятелях шоу-бизнеса был бы неполон и даже абсурден без упоминаний имен, успехов, неудач и просто диких выходок подопечных этих великих персон. Так и есть: «Гиганты шоу-бизнеса» – это не просто сборник жизнеописаний крупных шоу-бизнесменов, это еще и впечатляющий по своей информативности музыкальный и отчасти киносправочник. В России, где, невзирая на полную охваченность интернетом, даже далеко не все персонажи «в теме» знают о существовании онлайн-справочника AllMusic.com, явление этого двухтомника должно рассматриваться не просто как расширение библиотеки рядового меломана. По-хорошему, «Гиганты шоу-бизнеса» должны стать настольной книгой музыкального журналиста и редактора самых разнопрофильных СМИ, не говоря уж о преподавателях тех учебных заведений, где у нас учат и на музыкальных журналистов, и на продюсеров-менеджеров. То есть мы сталкиваемся с интересной ситуацией – авторы двухтомника, будучи въедливыми профессионалами в области написания и исполнения музыки и музыкального менеджмента (бывший музыкант рок-групп «Интеграл» и «Индекс-398» Игорь Сандлер) и музыкальной и киножурналистики (Валерий Кучеренко) не ставили перед собой задачу создания всеобъемлющей энциклопедии музыкального шоу-бизнеса, явно понимая утопичность подобной задачи: «никто не обнимет необъятного». Получилось же как раз наоборот: «Гиганты шоу-бизнеса» сразу же по выходу в свет зажили отдельной от своих авторов жизнью – да и что может быть лучше якобы узкоспециализированной книги, которая просто живо написана и которую оттого интересно читать? Так что давайте перестанем коллективно скорбеть о якобы отсутствии в России качественной музыкальной журналистики и в отсутствии в цеху тех самых музжурналистов личностей, пишущих не только о том, что интересно только им и 15–20 их знакомых, или только об общеизвестных отечественных артистах. Очень к месту вспомнить лозунг одной британской фирмы грамзаписи 90-х – «Расширьте свои горизонты». «Гиганты шоу-бизнеса» действительно расширяют горизонты как меломана, так и профессионала шоу-бизнеса – ведь это только кажется, что мы знаем о своих кумирах всё, или почти всё. Недостаток такого знания – а у кого его нет, этого недостатка? – как раз и возмещает данный двухтомник. Остается только надеяться, что у подобной внушительной работы будет и продолжение, которого эта книга, несомненно, заслуживает.
Валерий Кучеренко: «Это революция в практике музыкального книгоиздания»
– Не кажется ли вам, что книга «Гиганты шоу-бизнеса» произвела маленькую революцию в нашей рок-литературе выбором героями: это не музыканты, а деятели шоу-бизнеса?
– Про революционность книги ничего не могу сказать – такое мнение пусть остается за читателями. Тем не менее, «Гиганты шоу-бизнеса» – совершенно уникальный проект. Ведь это книга, где под одной обложкой собраны повествования о почти полусотне тех персонажей, что рулят большим шоу-бизнесом всего мира – и такой книги просто еще не было. То есть существовали книги, посвященные отдельным личностям из этой полусотни, или истории фирм грамзаписи – к примеру, Atlantic Records. Так что, возможно, это и революция в практике музыкального книгоиздания.
– Книга написана живо и непривычно для местной музыкальной журналистики. Тем не менее, легко предвидеть обвинения в написании еще одной энциклопедии…
– Считаю, что энциклопедия предполагает не живость написания, а, напротив, четкость и сухость информации. Я же намеренно пытался уйти от энциклопедичности и, перелопатив огромное количество англоязычных материалов, решил разнообразить книгу всяческими цитатами, прямой речью и историями из жизни ее героев. Надеюсь, что «Гиганты шоу-бизнеса» не похожи на энциклопедию, а являются в первую очередь познавательным чтением. Если же какие-то части книги похожи на развлекательную литературу – мне остается только быть довольным.
– Насколько интересен был процесс работы над книгой?
– Работать над «Гигантами шоу-бизнеса» было бесконечно занимательно. Я и сам для себя открыл много чего нового, а в процессе переписки с иностранцами, помогавшими мне в сборе материалов, мне попадали тексты, явно относящиеся к закрытой информации. То есть такие тексты были адресованы даже не мне, а попадали в мои руки исключительно по невнимательности людей, пересылавших их по электронной почте. К примеру, секретарша Дэвида Геффена по ошибке переслала мне часть переписки своего босса с Романом Абрамовичем по поводу покупки-продажи яхты. В процессе написания книги происходили и не самые радостные события – так, скончался Джерри Брон, и на мое последнее послание ему ответил уже его сын. А Сол Зентц скончался, когда книга уже была написана и сдана в печать.
– Обложка книги также непривычна для нашего рынка…
– Я посчитал, что на обложке книги, посвященной богатейшим и влиятельнейшим персонам шоу-бизнеса, должны находиться одновременно некий музыкальный аксессуар и предмет запредельной роскоши. Поэтому в кадр попал и микшерный пульт, и часы «Тора», сделанные в Швейцарии в единственном экземпляре. Эти часы принадлежат реально существующему человеку, а стоят они миллион долларов. Сделав всего пару-тройку снимков, я понял, что передо мной – практически готовая обложка.
– В предисловии авторства Иосифа Кобзона говорится о том, что эта книга должна стать учебником практики шоу-бизнеса для нашей страны. А вы разделяете подобный оптимизм?
– Скорее я хочу, чтобы информация, содержащаяся в этой книге, просто дошла до тех, кто в нашей стране работает в сфере шоу-бизнеса. Причем не только до тех, кто занимается организацией концертов и записей или раскруткой артистов, но и до тех, кто освещает эту активность в прессе.
Рецензия опубликована в газете «Книжное обозрение» №8–9 '2014 (2384–2385).
Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.