Найти тему
Невыдуманный Китай

О роли преподавателя и конфуцианском контексте

То, чем, в том числе, подкупает работа в Китае - пиитетом и престижем работы преподавателя, особенно в высшей школе. Авторитет Учителя, даже в детском саду, не говоря уже о школе или университете, сложно переоценить. И авторитет этот, тем более, когда он справедливо заслужен, а не прилагается по умолчанию к должности, крайне высок. То, что говорит Преподаватель (не зря написала это слово с большой буквы), чаще всего, не подлежит сомнениям и критическому анализу (и это иногда минус), но при этом все его рекомендации будут педантично выполняться (и это, чаще всего, с учетом китайского менталитета, огромный плюс). Конфуцианская философия, предполагающая четкую вертикаль власти, семейных и общественных отношений, и разграничивающая «права и обязанности сторон» не зря до сих пор находит живейший отклик в умах и успешно функционирует (с определёнными поправками на время). Но дело не только в ней. В огромном Китае, с его полутора миллиардами населения, до сих пор острая нехватка квалифицированных кадров: врачей, учителей, преподавателей. Спрос на них значительно превышает предложение. Получить высшее образование до сих пор непросто и далеко не дешево. Пробиться на место государственного служащего, обеспечив и себя, и своих детей тем самым до конца жизни (мечта многих все с тех же конфуцианских времён) - ещё сложнее. И потому те, кто все-таки сумел - по умолчанию на голову выше большинства. Конкуренция тут огромна. Если же детсадовский воспитатель, школьный учитель или ВУЗовский преподаватель ещё и искренне «болеют» своим делом, то для учеников и студентов его авторитет становится вровень с родительским (а родительский авторитет тут непререкаем по умолчанию). Да и сами родители нередко демонстрируют немалую степень уважения преподавателю и его мнению. Соответственно, несмотря на то, что для среднестатистического китайца, кроме Коммунистической Партии Китая есть только три «бога»: деньги, связи и дети, статус преподавателя до сих пор необычайно высок. И это несмотря на то, что зарплата преподавателя значительно уступает многим другим, более «коммерческим» специальностям. Но, по сравнению с российскими, безусловно, выглядит, как минимум, манной небесной, так как начинается от 100 000 рублей для опытного преподавателя, и выше. Авторитет же и вовсе бесценен. Здесь нет аналога нашим пренебрежительным выражениям, таким, как «училка», «воспитателка» и тому подобным. Перефразируя классика: Преподаватель - это звучит гордо.

Есть у системы и минусы: в детских садах и школах (государственных) количество детей в группе/классе, в среднем, от 50 до 65. Соответственно, первое, чему учат детей - это дисциплина. Также, в силу откровенной нехватки времени у учителя, огромная роль отводится зубрежке, а письменные домашние задания и вовсе четко стремятся в сторону горизонта. И «забить» на них точно не выйдет. Среднестатистический китайский ребёнок, как бы он ни был ленив, все равно будет ежевечерне писать простыни текста по всем предметам и до автоматизма заучивать заданное. Не захочет быть худшим и потерять лицо, стать изгоем. Конкуренция тут начинается уже в детском саду, и активно поощряется как родителями, так и социумом в целом. Соответственно, критическое мышление просыпается, дай Бог, в университете, если просыпается вообще. Исполнять всегда гораздо проще, чем думать самому. Да и многолетняя привычка тоже сказывается. Однако молодое поколение уже совсем не такое, как из родители и, тем паче, бабушки-дедушки. Они более творчески подходят к поставленным задачам и проявляют не только похвальное усердие, но и фантазию, чувство юмора и креатив, что ценно. И преподаватель в этой связи выполняет важную направляющую функцию. А так как, смотри выше, авторитет его практически неоспорим, то и сопротивление «материала» знаниям минимально. Таким образом, сочетание опытного преподавателя, радеющего за любимое дело (а радение это подкрепляется приличной зарплатой, массой социальных гарантий и огромным общественным престижем профессии) и мотивированного на успех студента, рождает в результате весьма достойных в своей сфере молодых специалистов, способных приносить пользу не только себе или своей семье, но и обществу, а это уже активно поощряется государством.

Безусловно, не все так радужно и благолепно, своих проблем в каждой сфере немало, и работа преподавателя тоже не исключение, но, повторюсь, высокий социальный статус образованного человека с дипломом о высшем образовании (что до сих пор большинству китайцев недоступно), престиж профессии Учителя, вполне достойные оклады и социальные гарантии - это то, что изрядно компенсирует и «нервенность» профессии, и многое другое, с чем неизбежно сталкивается в своей работе любой преподаватель. Ну а заметные результаты и мощная эмоциональная отдача от студентов или учеников и вовсе бесценны, ведь для любого педагога очень важно чувствовать, что ты не зря работаешь и видеть наглядные результаты своей социально полезной деятельности.