Моё знакомство с творчеством Генри Лайона Олди, ну или в миру Олега Ладыженского и Дмитрия Громова состоялось ещё в подростковом возрасте. Я тогда очень сильно любил мифологию поэтому увидев аннотацию «Герой должен быть один» понял, что просто обязан это прочитать. Как, впрочем, и роман «Одиссей, сын Лаэрта», который находился с ним под одной обложкой. Ознакомился я и с Кабирским циклом, хотя на фоне «Пути меча» остальные два тома смотрелись уже не настолько уникальными произведениями. Зато от «Чёрного баламута» и «Мессия очищает диск» я пришёл в полный восторг, ведь это были очень глубокие и многогранные переосмысления индуизма и буддизма соответственно. А ведь вслед за ними я столкнулся с «Нам здесь жить», который не просто использовал готовые мифы и легенды, но и творил собственный эпос, легенды мира, в который вернулось чудо. На тот момент Олди были наверно моими самыми любимыми русскоязычными писателями, из-под пера которых почти всегда выходили очень сильные произведения. А потом началась «Ойкумена»... Я читал первую трилогию и начинал читать вторую, но это оказались совсем не мои книги. Не могу даже сказать, что они были плохими, обычная космоопера, ничем не выделяющаяся на общем фоне. Где-то тогда я и перестал активно следить за творчеством Олди, и как выяснилось напрасно, ведь помимо новых частей «Ойкумены» выходили и оригинальные романы. И вот недавно я наткнулся на дилогию «Сильные» и решил, что пропускать такое будет просто глупо.
«Сильные» это своеобразное возвращение Олди к истокам, попытка переосмысления и адаптации ещё одной мифологии. На этот раз куда менее изученной и популярной, чем индийская или тем более древнегреческая. Правда в попытке адаптирования авторы заходят куда дальше, чем в своих предыдущих романах, сплетая воедино эпос и довольно странную научную фантастику. Сочетание это вышло, мягко говоря, самобытным, притом настолько что осмыслить отдельные детали сеттинга становится ох как непросто. Скажу честно, подведение псевдонаучной базы под происходящие события не так уж сильно было необходимо этой истории. Оно конечно позволяет углубить часть персонажей, и сделать их этакими реликтами иного мира, но при этом местами делает их поведение странным. Хотя учитывая тот факт, что роман стилизован под народный эпос, с обильными вставками слов из якутского языка, логика происходящего отходит на второй план. Ну действительно, мифы и легенды, как впрочем и волшебные сказки имеют полное право подчиняться лишь своим собственным законам, а не логике привычной для нас реальности. И если воспринимать книгу как легенду о боотуре то читать её сплошное удовольствие.
Авторы сотворили уникальный мир, в котором реальность переплетена со сказками и мифами настолько тесно, что отделить их друг от друга очень непросто. И дело даже не в том, что все происходящие в романе события имеют околонаучное объяснение. Просто казалось бы несовместимые в рамках одного произведения элементы здесь не режут глаз. Мгновение, и эпос про былинного богатыря сменяется рассуждениями о природе времени и пространства. Ещё один миг и выясняется, что шаманки-удаганки обладают знаниями характерными для современных нам людей, а никак не для древних якутов. Да даже сам процесс перековки, дающий богатырям возможность нормально жить, отдаёт ну очень высокими технологиями. А как умело в историю встроены сцены, в которых герои-долгожители начинают обсуждать старый мир и привычные для него знания. В такие моменты кардинально изменяется сам язык романа, и образные метафоры сменяются скупой современной речью. А ведь в романе есть ещё и очень неоднозначные описания верхнего и нижнего миров, в обитателях которого явно узнаются всеми любимые динозавры.
«Сильные» дают своему читателю немало интересных образов, и наше отношение ко многим персонажам ни раз и не два будет меняться по ходу развития сюжета. Как, впрочем, по мере взросления будет меняться и сам главный герой романа Юрюн. За большей частью истории мы будем наблюдать именно с его точки зрения, и это очень хорошо, что в главах посвящённых детству и взрослой жизни он ведёт себя настолько по-разному. Немало внимания уделено и его семье, особенно брату Нюргуну. Тот наверно является как самым простым персонажем с точки зрения мотивации, так и самым сложным относительно роли в сюжете. Но лично моим любимцем стал адьярай по имени Уот, часто он выступает антагонистом для главных героев, но нельзя не признать его невероятной харизматичности. Как, впрочем, и харизматичности его сестры Чамчай, недаром Юрюн, несмотря на её уродство и непростой характер, готов искренне полюбить её. Наибольшей же загадкой для меня остался Первый человек Сарын, один из создателей этого мира личность очень интересная, но до конца так и раскрытая. Вот чего мне слегка не хватило в книге, так это объяснений как именно персонажи обрели свои способности, и в чём конкретно они заключаются.
«Сильные» невероятно сильный и образный роман, говорящий с читателем параллельно на нескольких уровнях. Он и мифологическое фэнтези, и самобытная фантастика, и притча предостережение. И ведь в каждой роли ему есть что сказать и какие идеи донести. Да и лихие повороты сюжета будут держать вас в напряжении до самого финала.