Не знаю, насколько правдива эта история. Вполне возможно, что просто байка военных лет. Но, скажем так, все это вполне могло бы случиться. А все участники событий, о которых пойдет речь, вполне реальные люди. Итак, февраль 1945 года – Сталин с визитом прибыл в главный штаб Второго Белорусского фронта, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский.
Угощение для Верховного
Хотя до Победы, казалось, рукой подать, ситуация в Восточной Померании сложилась не ахти какая. Фронт «буксовал» - за две недели упорных боев войскам Рокоссовского удалось продвинуться лишь на 40-60 километров. Именно эту ситуацию и обсуждали в ходе совещания. Было принято решение об усилении Второго Белорусского двумя ударными армиями и одновременном наступлении с Первым Белорусским фронтом. Незаметно подкрался вечер, и Рокоссовский пригласил Сталина поужинать.
Трапеза была простой и небогатой, а ее изюминкой были пирожки, которые принесла седовласая, но еще довольно моложавая и бодрая бабулька. Неказистая на вид, но еще горячая и вкусно пахнущая сдобой выпечка пришлась вождю народов по вкусу. Он похвалил старушку и разговорился с ней. На вопросы о войне та отвечала уклончиво, отшучиваясь. Зато после войны приглашала Сталина в гости в Ленинград и обещала накормить того вкуснейшим тортом собственной рецептуры. Так незаметно пролетел ужин.
Винтовка для «снайперши»
Когда Сталин с Рокоссовским остались наедине, Верховный спросил у слывшего дамским угодником маршала, мол, откуда у него при штабе такая старушка? Или все молодухи закончились? Константин Константинович усмехнулся и ответил, что по женской части у него в штабе все хорошо. А старушка эта – ей тогда шел 52-й год – была специально вызвана им с фронта для вручения именной снайперской винтовки – модифицированной трехлинейки образца 1931 года. Была же это никто иная как Нина Павловна Петрова – одна из самых известных советских «снайперш», настрелявшая более семи десятков фашистов.
Получив награду, Петрова стала готовиться к обратной дороге на фронт – ей не терпелось испробовать новенькую винтовку. Но перед отъездом Сталин отыскал Нину Павловну и лично поблагодарил ее за службу, пообещав после войны обязательно наведаться с Рокоссовским к ней в гости – на фирменный торт. К сожалению, обещании своего выполнить он так и не смог: 1 мая 1945 года ЗИС, на котором ехала Петрова, был сброшен в овраг взрывной волной вражеского снаряда.
За день до смерти Петрова отправила письмо дочери со словами: «Устала я воевать, детка, ведь уже четвертый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку».
Вышло немного грустно, но как есть. Спасибо всем, кто дочитал. Буду рад лайкам и новым подписчикам.
Что почитать по теме:
Мизин, В. М., «Снайпер Петрова»
Е. Н. Никифорова, «Рожденная войной»
А. В. Морозов, «Нейтральная полоса»
Mикора В., «Женщины — кавалеры ордена Славы»
К. К. Рокоссовский, «Солдатский долг»