На набережной Обводного канала в ничем не примечательном, на первый взгляд, Угловом переулке находится очень примечательный дом № 7, который в народе носит название «дом со свастикой».
У большинства людей первая ассоциация с этим словосочетанием – фашисты. Наверное, поэтому оказалась очень живучей легенда о том, что свастика на доме – дело рук пленных немцев, участвовавшим, как известно, в восстановлении разрушенного Ленинграда. Дескать, они таким странным образом решили испортить жизнь победившему их советскому народу.
На самом деле ни фашисты, ни Гитлер не имеют к этому дому никакого отношения. Свастика появилась на фасадах задолго до того, как это орнамент стал символом нацисткой Германии. Впрочем, обо всем по порядку.
В 1870-х годах землю между Ротами Измайловской слободы и Обводным каналом приобрела землевладелица Н.И. Львова. Два купленных участка образовывали между собой прямой угол: один выходил к Обводному каналу, другой – к Царскосельскому шоссе (сейчас это Московский проспект), поэтому после нескольких переименований переулок, на котором находится интересующий нас дом № 7, стал называться Угловым.
Купчиха Львова была дамой весьма предприимчивой, имеющиеся у нее деньги инвестировала в строительство на приобретенной земле нескольких доходных домов для их последующей перепродажи.
Проектирование было поручено петербургскому архитектору Генриху Прангу, разработавшему довольно редкий для конца XIX века проект комплексной застройки целой улицы. При этом в оформлении фасадов были использованы элементы разных архитектурных стилей.
В отделке дома № 7, который создавался Г. Прангом в соавторстве с петербургским архитектором Н. Д.Федюшкиным, использовался так называемый «кирпичный стиль», при котором поверхность стен не оштукатуривалась. Под воздействием влажного петербургского воздуха штукатурка вела себя капризно, требуя частого обновления.
Кирпич был более долговечен и более предсказуем, а, значит, «кирпичный стиль» удешевлял не только строительство, но и последующее содержание дома. Краснокирпичные узоры на сером фоне, в том числе та самая свастика, - пожелание заказчицы Львовой.
Имея обширные владения в Вологодской области, землевладелица была знакома с традиционными для тех мест вышитыми узорами в виде бесконечной ленты из повторяющихся элементов: геометрических фигур, косых крестов, свастик, графических изображений растений, птиц и пр. Если приглядеться, то узоры на фасаде постепенно раскрываются. К примеру, сразу заметны птицы.
А что в итоге со свастикой? Свастика – один из древнейших символов, используемых у различных народов. Толкований у него много: это и символ Солнца, света, и пожелание благополучия, и движение жизни.
Выдвигается гипотеза, что свастику разделяют на правостороннюю и левостороннюю. Одна обозначает движение по солнцу и добро, другая – движение против солнца и зло. Но единого мнения по этому вопросу среди исследователей пока не существует, среди узоров на украшениях, посуде, одежде (в том числе одежде священнослужителей) встречается и тот, и другой варианты орнамента. Остается надеяться, что дом № 7 украшен «доброй свастикой».
Что касается внутреннего оформления этого необычного дома, то оно довольно скромное, можно сказать, аскетичное. Петербург XIX заканчивался у Обводного канала, на противоположном от дома берегу находился Скотопригонный двор, поэтому ожидать, что здесь поселятся тонкие знатоки парадных интерьеров, было бессмысленно. По всему выходит, что землевладелица Н.И. Львова отлично знала реалии петербургского рынка недвижимости того времени. Сейчас бы была отличным девелопером.