Найти в Дзене
АРТ-пятница

Как стать Венерой, греческий рецепт

Джон Уильям Говард. Специализировался на античных красотках и интерьерах.
Джон Уильям Говард. Специализировался на античных красотках и интерьерах.

Помните историю о том, как созданная Праксителем Афродита-Книдская стала настоящей бомбой, изменившей греческое искусство и сделав Книд туристической меккой? На самом деле этой бомбой была не статуя. Это был живой человек. Она позировала и великому скульптору Праксителю, и великому художнику Апеллесу.

Фрина – женщина-легенда. Что в историях о ней правда, а что миф – уже никогда не понять, ведь она сама их поддерживала и распространяла полезные слухи – они делали ее богаче. Это один из древнейших примеров того, что может сделать грамотный PR. Фрина зарабатывала баснословные деньги. Настолько, что однажды, когда Александр Македонский разрушил стены Фив, она предложила за свой счет отстроить их заново. И это одна из легенд.

Попытка реконструкции окраски статуи Венеры. Как-то так выглядела Афродита Книдская.
Попытка реконструкции окраски статуи Венеры. Как-то так выглядела Афродита Книдская.

Фрина была гетерой. Высоко образованная, артистичная свободная женщина. Что-то похожее на японских гейш, но самостоятельно выбирающая с кем общаться, а с кем нет. Это была довольно высокостатусная профессия, вероятно, единственный вариант для женщины тех времен добиться чего-то, оставаясь независимой, свободной. Список знаменитых гетер довольно обширен. Они были подругами знаменитых философов и поэтов, политических деятелей и даже царей. Таис Афинская была подругой Александра Македонского, а потом женой Птолемея. Гетерой была Сапфо. Гетера Белестиха заслужила божественный статус в Египте. Клеонисса написала несколько работ по философии. Их было много.

Фрина по версии бразильца Антонио Парейраса
Фрина по версии бразильца Антонио Парейраса

И вопреки нашим современным представлениям, гетера (по-гречески «подруга», «спутница») – не проститутка. Опция с сексом была доступна, но не гарантирована – выбор всегда за ней. Хотя цена от этого зависела напрямую. И тут Фрина была непревзойденной мастерицей. Ночь с ней стоила целого состояния, хотя совсем не к каждому это счастье могло снизойти. Одна из легенд гласит, что однажды к ней пришел некий царь из малой Азии, но совершенно ей не понравился. Сказать «нет» такому человеку Фрина не могла. Тогда она назначила ему абсурдно высокую цену. И что вы думаете? Царь заплатил. Он не мог допустить поражения. Заплатил, опустошив казну целого государства. При этом, говорят, с Диогена Фрина денег не брала. Классический пример ценовой дискриминации.

Так ее видел Густав Буланже. Мне очень нравится зигзаг ног, растущий из горизонтального орнамента...
Так ее видел Густав Буланже. Мне очень нравится зигзаг ног, растущий из горизонтального орнамента...

Но как бы ни был идеален ваш PR, завистники всегда найдутся. И вот, отвергнутый поклонник обвинил Фрину в кощунстве. Она не могла позировать Праксителю для статуи Афродиты! Это очень серьезное обвинение. Вплоть до высшей меры.

Защищать ее взялся один из поклонников – знаменитый оратор Гиперид (Top-10 древней Греции). Его речь была великолепна, но суд был непреклонен. Тогда Гиперид сорвал со стоящей Фрины одежду…

По версии Жан-Леон Жерома. Чудесная передача движения и эмоций! 1861 год. Интересно, что ее критиковали за излишне откровенную наготу.
По версии Жан-Леон Жерома. Чудесная передача движения и эмоций! 1861 год. Интересно, что ее критиковали за излишне откровенную наготу.

Ее оправдали. Столь прекрасное тело могло содержать только самую прекрасную душу. Еще один грамотный PR-ход. Хотя, конечно, завистники, не обладавшие ни богатством, ни обаянием потом рассказывали и другие версии. Посидипп в своей комедии писал, что она, ползая на коленях, рыданиями вымолила у каждого из судей помилование. Но это всё наговоры, конечно. :)

Уильям Тернер,"Фрина идет в баню". Тёрнер не знал, либо намеренно игнорировал первоисточники. Но если бы не название, никто бы и не подумал, что эта картина о Фрине
Уильям Тернер,"Фрина идет в баню". Тёрнер не знал, либо намеренно игнорировал первоисточники. Но если бы не название, никто бы и не подумал, что эта картина о Фрине

Фрина была необычайно красива и идеально, по представлениям своего времени, сложена. Одна незадача, не смотря на профессию, увидеть ее обнаженной было сложно. В общественные бани она не ходила, в прозрачных одеждах нигде не показывалась, покрывала волосы и прятала запястья. Даже оплатив ее ночь посетитель не мог ее толком разглядеть – она принимала таких гостей в темноте. Но два раза в год, по специальным праздникам, она сбрасывала с себя одежды у выхода из храма и, распустив волосы, шла к морю, воздавая тем самым почести богам.

Так это видел Генрих Семирадский. Он писал эту картину в Риме, и ездил в Грецию для изучения места действия. Видимо поэтому она так сияет средиземноморским солнцем. В 1889 году произвела фурор. Висит в Питере в Русском музее.
Так это видел Генрих Семирадский. Он писал эту картину в Риме, и ездил в Грецию для изучения места действия. Видимо поэтому она так сияет средиземноморским солнцем. В 1889 году произвела фурор. Висит в Питере в Русском музее.

Именно Фрина, выходящая из морской пены, говорят, дала великому древнегреческому художнику Апеллесу сюжет для Афродиты-Анадиомены. Из древнегреческой живописи до нас не дошло ничего, но описания сохранились. Их хорошо знал Сандро Боттичелли.

-8

Вот так, с помощью Праксителя и Апеллеса Фрина стала тем, на чем выросло все современное искусство. Отличный PR – две с половиной тысячи лет прошло, а о ней все еще помнят.

Подписывайтесь на АРТ-пятницу! Каждую неделю новая история.