Найти тему
Марина Дьякова

Зачем детям ходить в школу

Сейчас в определенных кругах стало популярным домашнее образование - система, при которой ребенок осваивает учебный материал самостоятельно или с помощью родителей, а потом только сдает экзамены по всем предметам в ближайшей школе. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на домашнее образование, независимо от его физических возможностей по посещению общеобразовательных учреждений.

Мы дома не слушаем русскую попсу, не смотрим телевизор, у нас нет планшетов и мы с мужем не даем детям свои смартфоны. Телефон есть только у старшего (он школьник), и телефон кнопочный. Но я совершенно искренне считаю, что детям надо ходить в школу, несмотря на то, что они встретятся там с теми, у кого дома совсем иная обстановка.

Я сейчас не буду подробно говорить о том, каким грузом ложится домашнее образование на родителей, особенно на маму... Я пробовала учить своего ребенка читать, а также делать с ним домашнее задание - и со всей ответственностью заявляю, что это серьезное испытание для нервов взрослого человека. Бывают, конечно, мамы с педагогическими наклонностями, и я ими очень восхищаюсь, но если смотреть правде в лицо, я обязана себе признаться, что домашнее образование мне не потянуть.

А теперь - самое главное. Что дает ребенку школа:

  • Общение с большим количеством самых разнообразных людей, с которыми он вынужден взаимодействовать, добиваясь определенного результата. В этом общении вырабатываются навыки, которые нельзя получить никаким другим способом. Даже если ребенок из многодетной семьи, такого разнообразия он там не получит.
  • Есть такое мнение: школа учит учиться - его мне высказывала моя классная руководительница. Есть и противоположное - что школа отбивает желание учиться, прививает отвращение к процессу образования. На деле, я думаю, истина где-то посередине: большинство современных взрослых людей отучилось в школе, но многие из них считают процесс самообразования естественным постоянным спутником жизни.
  • Привычка к длительным регулярным занятиям. Не знаю, как другие, а я считаю благом тот навык постоянного напряжения умственных и физических способностей, который я приобрела благодаря общественному образованию. Я ходила в обычную школу, потом еще в художественную, в 9м классе посещала курсы подготовки к поступлению в лицей, а в лицее у нас после уроков были факультативы по математике, физике и экономике. В 9м и 10м я, кстати, тоже еще ходила в худож-ку. И мне кажется, все это очень помогло мне во взрослой жизни, которая, в общем-то, и состоит из непрерывной череды дел и забот.
  • Постоянное преодоление трудностей. Наверно, можно превратить процесс обучения ребенка в интересное и легкое занятие. Уж не знаю, какими жертвами и ухищрениями со стороны родителей, но это сейчас неважно. Польза от того, что вся жизнь ребенка будет превращена в одно сплошное развлечение, кажется мне сомнительной. Ну будет у него беззаботное детство, а дальше что? Взрослеть-то ему все равно надо. Я не могу себе представить взрослую жизнь без дел, которые надо делать через не хочу, через не могу. И как с ними будет справляться молодой человек, который всегда делал только то, что ему нравится?
  • Возможность быть как все. Звучит не очень привлекательно, но это на самом деле важно. Человек - стадное животное, он не может жить без социума, и узким кругом "своих" тут никак не обойдешься. Многие слышали про семью Никитиных, прогремевших в Советском Союзе своим оригинальным педагогическим экспериментом в 60х гг 20го века. Я недавно читала воспоминания их детей, написанных уже в зрелом возрасте в 2000х годах. Они все как один говорят о том, что раннее и ускоренное развитие, которое им обеспечили дома родители, практически вынудило их раньше пойти в школу, потом перескакивать из класса в класс, из-за чего они не могли быть со всеми и как все, и обернулось для них скорее проблемой, чем преимуществом. Потому что быть членом общества порой для человека важнее, чем быть самым умным или не знать, кто такой Дима Билан и Человек-паук.

Ну, это мое личное мнение, про моих личных детей)