С давних школьных пор мне нравится все, что связано с экологией, вегетарианством, природными лекарствами, органическими продуктами, с жизнью за городом и т. п. И конечно, забеременев, я стала интересоваться домашними родами, родами с мужем и даже соло-родами ("Ведь это так естественно!" - думалось мне).
Я тогда мечтала о том, чтобы родить дома и с мужем. Почему?
Да потому, что в интернете так много страшных историй о российских родильных домах, о злых врачах, о безразличии и чуть ли не тюремном режиме. Там нельзя выбрать позу, в которой будешь тужиться, нельзя рожать в воде, или просто вертикально, нельзя оставить себе плаценту, нельзя, чтобы пуповину перерезал муж, там протыкают без твоего разрешения пузырь, не ждут, когда отпульсирует плацента, не прикладывают к груди малыша в первые минуты жизни. (Конечно, есть родильные дома, где все иначе бесплатно или за хороший "гонорар", но не в нашем городе).
Всего этого я очень сильно боялась. Но были и страхи перед домашними родами. А вдруг будет обвитие? А вдруг ребенок наглотается мекония и будет нужна реанимация ребенку? А кто будет разрывы зашивать, если они будут? А если муж упадет в обморок?
Однако тяга ко всему "природному, натуральному" затуманивала мне сознание, и я убеждала себя: обвитие видно на узи; если роды идут нормально, мекония малыш не наглотается; а чтобы не было разрывов, надо заниматься спортом и делать самомассаж с маслами; ну а муж сказал, что ничего не боится и готов. И я была уверена, что справлюсь без анестезии, "договорюсь со своим телом".
Страхи наслаивались друг на друга, и ближе к родам моим разумом был создан компромисс: я буду рожать в больнице в отдельном родзале с мужем, не дам проколоть пузырь и не буду просить анестезию.
Это было очень мудрое решение. Как же все случилось на самом деле?
Схватки длились почти 1,5 дня, и были настолько больными, что я, забыв о данных себе обещаниях, в слезах сама просила сделать анестезию. Мне ее делали три раза (она имеет свойство заканчиваться), сначала венозную, затем эпидуральную и после снова венозную. И даже под анестезией я чувствовала схватки очень хорошо, лишь немного слабее. Не удалось "договориться со своим телом". Даже под эпидуральной анестезией, уже с обездвиженными чугунными ногами, боль была настолько острой, что я умоляла сделать кесарево (вот вам борец за естественные роды!) в страхе, что мне не хватит сил на потуги, а ребенок застрянет. Мне отказывали, убеждали, что я сама смогу родить.
Муж очень сильно помогал. И я не представляю, смогла бы я без него. Он делал мне массаж спины, поддерживал меня словами и объятиями, поил водой, помогал передвигаться, бегал к врачам, менял пеленки...
Но раскрытие происходило очень медленно. И когда врач на очередной проверке готовности шейки матки, не спросив меня, проколола мне пузырь (я это почувствовала, но она отрицала), я даже немного обрадовалась, что сейчас схватки пойдут сильные, раскрываться буду быстрее и, наконец уже, рожу.
Потуги наступили внезапно. Еще не прошла вторая анестезия, а все в моем теле заставляло меня сесть на корточки и напрягаться. Врачей долго не было, муж был в шоке от меня, а я думала: "Вот, наконец-то, я рожаю!" и тужилась до слез. Проверили раскрытие, и оказалось, что оно не полное! Надо было ждать еще около двух часов, иначе головка не пройдет. Те, кто рожал, поймут, что физически невозможно сдерживать потуги два часа. На помощь пришла третья анестезия. Когда я очнулась, проверили: полное раскрытие. Пришло время по-настоящему тужиться.
А сил не было. Я делала все, что могла, но мне говорили, что я плохо стараюсь. Я была уверена, что я очень плохая и правда плохо стараюсь. Но сейчас понимаю: схватки, терзавшие меня 1,5 дня, забрали всю мою энергию. Ребеночек уже задыхался в родовых путях, а я не могла сама.
Мы рожали втроем: муж и сестра-акушерка давили мне на живот, я тужилась, а врач, предварительно объяснив мне цели и последствия, применила вакуум, сделав мне разрез, так как прогнозировались разрывы.
Это очень интимный момент - наша первая встреча и мои чувства, их не передать.
Дочка родилась здоровой. Она не наглоталась мекония, у нее не было обвития, а от вакуума был лишь небольшой кружочек на макушке, который вскоре прошел. На грудь мне малышку не положили, пока пуповина перестанет пульсировать не ждали, перерезать ее мужу не предложили, все сделали быстро (это было необходимо, им нужно было проверить состояние малышки!) Дочку дали подержать мужу, убедившись, что с ней все в порядке, обтерев и одев ее. И отвезли в реабилитацию следить за сердцебиением. Там ей дали смесь, пока меня зашивали и я приходила в себя.
Мне много чего хочется написать о своих эмоциях и что было потом, но цель этой статьи - объяснить, почему важно здраво мыслить при таком сложном выборе, как и где рожать.
Я была очарована идеей самостоятельных родов и уверена, что природа создала меня сильной, выносливой, забеременела - значит могу. А в итоге случилось все, чего я так сильно боялась: прокол пузыря, не одна, а три анестезии, вакуум, смесь... Вы думаете, что это огорчило меня? Нет, я безумно благодарна врачам. Представляете, что было бы, если б я была дома и умирала от непереносимой для моего порога боли, тужилась бы, когда нет раскрытия, и не смогла бы вытужить, потому что устала бы еще сильнее, чем в роддоме с обезболиванием!
Я могла потерять малышку, и сама умереть. Понимаете?
Медицина - это наше благо. Это достижение человечества. Она не против природы, она помогает ей, если по законам природы не все идет гладко.
Я больше не мечтаю рожать дома. А вы?