Стандартная фраза из известного фильма тоже кажется забавной, на самом деле скрипящая дверь способна капитально испортить настроение и сбить все хорошее впечатление от ухоженного дома.
Оставить дверь скрипящей можно разве что в качестве «первобытного» способа сигнализации – дескать, полезет вор, дверь заскрипит, тут-то хозяева и проснутся… Но воры лезут в дом не так часто, а дверь скрипит каждый день, так что лучше поставить нормальную систему охраны, а петли все-таки смазать.
Почему скрипит?
У скрипа есть несколько основных причин, в соответствии с которыми надо решать проблему.
1. Смазки недостаточно или просто нет. Тут все просто – надо смазать, главное подобрать подходящее вещество.
2. Смазка есть, но она была подобрана неправильно и со временем превратилась в абразив. Такое частенько случается при смазке «домашними средствами» типа подсолнечного масла – сразу после высыхания основной части масла развивается коррозия. Единственное решение – хорошо промыть петли и смазать чем положено.
3. Проблема в самой двери или петлях. На металлической модели могут быть неправильно приварены петли к полотну, на всех остальных – коробка и полотно не совпадает по размеру, либо сместились места крепежа, либо просто разболтались удерживающие петли шурупы. Тут проблему необходимо решать применительно к конкретному случаю.
Не знаете, почему возникает скрип? Попробуйте подвигать скрип и на слух определить источник звука. Если он идет все-таки со стороны петель - начните со смазки. Если это не поможет, тогда уже придется разбираться более детально.
Кстати, определить проблему с несоответствием размеров коробки и дверного полотна сравнительно просто – в местах излишне плотного, «с натягом», закрывания на них возникают характерные потертости. Ну и разболтавшиеся шурупы, сместившуюся петлю довольно легко увидеть невооруженным глазом.
Чем смазать?
Стандартный вариант – машинное масло – далеко не единственный. Кроме него, можно использовать:
· жидкость WD в аэрозоле. Удобно, если на флаконе есть длинная тонкая трубка – через нее не сложно вбрызгивать средство даже внутрь петель. Такой вариант можно использовать и для их промывки;
· графит. Лучше, конечно, взять специальную графитную смазку для автомобилистов, но в ее отсутствие подойдет и обычный «простой» карандаш с маркировкой от В до 8В. Чем мягче стержень (выше числовой показатель), тем лучше – в такой грифель добавляют больше масла и воска, так что он лучше работает в качестве смазки;
· «Солидол» или «Литол». Стоит учесть, что эти вещества плохо работают на холоде, да и густоваты для удобного применения.
Кстати, есть еще один интересный вариант - смесь графитовой пыли и лампадного масла. Хорошо работает на морозе. (Предложено в книге «Инженер его Высочества» А.Ф.Величко в качестве смазки для блоков самолетных тросов. Там, кстати, много и других интересных инженерных решений).