Мультипликация на ленинградских кинофабриках довольно долго развивалась по своим законам, совершенно независимо от достижений московской школы. Она была гораздо более тесно связана с книжной графикой, что отражалось и на изобразительной, и на сюжетной («кинематографической») стороне мультфильмов.
Взлет Ленинградской мультипликации связан с приходом в нее Михаила Цехановского, мастера книжной иллюстрации. Лучшей его работой в области книжной графики по праву считается «Почта» С.Я. Маршака (1927). В 1929 году Цехановский «оживил» свои иллюстрации. В 1930 году он создал звуковой вариант фильма, с музыкой композитора Владимира Дешевова и конферансом Даниила Хармса.
Этой ленте было суждено стать вехой в истории советской мультипликации. Это был первый советский цветной мультфильм, хоть и раскрашенный от руки; первый советский звуковой фильм и первый советский мультфильм, получивший мировое признание.
В фильме «Почта», как и в стихотворении Маршака, нет тщательно разработанного драматического сюжета. Только – последовательная цепочка событий: передача письма от одного почтальона к другому. В этом ритме движения, хорошо подчеркнутом музыкой, раскрывались профессия и труд почтальона.
И современного зрителя «Почта» поражает своим совершенством, удивительной органичностью всех выразительных компонентов, мастерством режиссуры, чистотой графической формы, выразительностью движений персонажей, звуковым оформлением.
Принципиальное новаторство этого произведения в его ритмической организации: звуковая среда поразительно точно и творчески синхронизирована с действием. Монтаж сцен, движения персонажей диктуется ритмом стихотворных строк. Неожиданные диагональные ракурсы, до того невиданные в мультипликации, и сегодня вызывают восхищение.
Картина была сделана методом шарнирной марионетки и вырезной бумажной перекладки. В 1960 году М. Цехановский сделал широкоэкранный вариант «Почты» более «продвинутым» методом – рисунка на прозрачном целлулоиде.