Фигурное катание всё больше превращается в… фигурные прыжки, констатирует Алена Леонова – фигуристка, которая не нуждается в представлениях. Достаточно сказать, что это одна из редких сегодня в российском фигурном катании спортсменок, выступающих на топовом уровне в течение 10 (!) лет.
- Алена, чем хорош ваш вид спорта для девочек, если не принимать в расчет шанс сделать звездную карьеру?
- Мне кажется, любой спорт воспитывает в ребенке дисциплину, ответственность, боевые качества. Поэтому, на мой взгляд, все, кто отдают своих детей в спорт, делают правильный выбор. Так с раннего детства формируются качества, которые в любом случае, даже если ребенок не продолжит заниматься спортом профессионально, обеспечат ему хорошее будущее.
- А возможно ли совмещать серьезные тренировки и успешную учебу в школе? Как было в вашем детстве?
- Честно скажу: я училась не очень хорошо. Уже класса с шестого из-за усиленных тренировок начались пропуски уроков. К тому же, до школы было очень далеко ехать, и я даже чисто физически не успевала туда вовремя. Потом мы нашли школу поближе к катку, с учебой более или менее наладилось. Хотя, конечно, я занималась с репетиторами: без этого невозможно было сдать ЕГЭ, другие школьные экзамены. Наверняка есть и много отличников из числа спортсменов – у меня так не получалось. Но я делала все, что было в моих силах, и учителя шли навстречу. В школе понимали серьезность моих целей в спорте и даже помогали.
- На что хватает времени профессиональному спортсмену кроме тренировок?
- Есть один выходной в неделю, который можно посвятить себе. Но в конечном счете, это просто отдых – возможность поваляться, выспаться, в конце концов. Утренние тренировки начинаются достаточно рано: с 9.00 разминка, в 10.00 – выход на лед, поэтому вставать приходится всё время рано. Так что в основном мой выходной – это время, проведенное дома. Если же к выходному еще остаются силы, тогда можно пойти в кино или по магазинам, отправиться на прогулку, заняться восстановительными процедурами в сауне, бассейне. Но уделять время какому-то хобби, когда ты профессионально в фигурном катании, наверное, невозможно.
Хотя когда я была еще, скажем так, не настолько погружена в спорт, мама записала меня в кружок по пению - чтобы мое развитие было гармоничным. А еще я параллельно ходила в бассейн. Постепенно тренировки по фигурному катанию стали требовать всё больше времени, и остальные занятия пришлось оставить. Но я не вижу в этом ничего плохого: это моя жизнь, я сама ее выбрала, и мне так комфортно. Я не испытываю зависти к тем, кто проводит время иначе. Я просто получаю удовольствие от тренировок.
- В каком возрасте лучше начинать выполнять элементы, дающие серьёзную нагрузку на организм (многооборотные прыжки, вращения высокого уровня, что-то ещё)?
- Всё сугубо индивидуально. Если ребенок уже оформился, период активного роста завершился, то нагрузку давать можно. Но в совсем раннем возрасте разучивать что-то сложное, требующее серьезных усилий, мне кажется, опасно. Часто у детей начинаются проблемы с коленями. Из-за этих болей спортсмен просто ничего не может делать, выпадая из тренировочного процесса, допустим, на месяц. Здесь надо уточнить, что подход к организации тренировочного процесса у всех специалистов разный. Есть жесткие тренеры, которые не делают скидку на боль. Некоторые спортсмены вообще на уколах обезболивающих катаются. Но и в этом смысле все индивидуально: если сам спортсмен готов к такому режиму, то почему бы и нет.
Когда я начинала свой путь в спорте, если честно, был другой подход к увеличению нагрузок. Я в 8 лет еще не докручивала двойные прыжки – сейчас люди в восемь лет уже прыгают тройные. Фигурное катание сделало такой рывок вперед, что никто теперь не может стоять на месте – все очень рано начинают разучивать очень сложные прыжки, комбинации, вращения, чтобы стремиться за лидерами и превзойти их. Конкуренция очень высока, и риск отсеяться, не дойдя до мирового уровня, очень велик. Чтобы избежать этой участи для своих учеников, тренеры и начинают грузить детей достаточно рано.
- Как правильно настраиваться на тренировку и как – восстанавливаться?
- Тренировка для меня – это работа. Есть определенный план, составленный тренером, ему я и следую. Безусловно, настрой должен быть боевой. Ты не можешь прийти в расслабленном состоянии, не готовым к тренировке: тогда у тебя точно ничего не получится. Важно собраться, чтобы понимать, чего ты хочешь достичь на этой конкретной тренировке, что ты хочешь показать.
А восстановление для меня – это в основном массаж: вполне хватает двух раз в неделю. Если между тренировками в течение дня большой перерыв, могу устроить себе тихий час: сон тоже отлично помогает восстановиться. А перед выходными можно сходить в сауну и поплавать.
- Надо ли, по вашему мнению, гнаться за лидерами или в спорте каждого свой путь и такая гонка разрушительна?
- Сейчас все в фигурном катании хотят быть похожими на наших лидеров – юниорок, переходящих во взрослую категорию (это Александра Трусова, Анна Щербакова, Алена Косторная), Алину Загитову, которая уже провела успешные взрослые сезоны. Но «выживают» при этом немногие. На фоне таких серьезных нагрузок главное – не переусердствовать. Конечно, хочется выигрывать, быть все время на виду. Но в то же время понимаешь, что катаешься ты для себя. Я, например, не люблю смотреть на соперниц, я ни за кем не слежу. Потому что у меня есть свои цели и задачи, которые я выполняю. Мне кажется, гонка за лидером разрушительна в психологическом плане. Можно себя морально «закопать», убить веру в себя, если все время думать о том, кого хочешь превзойти. Мне кажется, главное – прислушиваться к себе и делать то, что ты умеешь хорошо.
- В чем ваш секрет длительной карьеры в спорте?
- На самом деле секретов у меня нет. Я просто очень люблю этот вид спорта, люблю кататься. А с недавних пор полюбила… соревноваться. Теперь выхожу на старты гораздо спокойнее, чем раньше. Я очень люблю кататься именно для зрителя: для судей, для тренера, для зрителей, для своих родных и близких. Я не мчусь за результатами. За моими выступлениями следит множество поклонников, и я не могу обмануть их ожидания – повесить коньки на гвоздик и сказать: «Все, больше не буду вас радовать». Наверное, ради этого я и катаюсь. Мне нравится дарить людям радость и читать приятные комментарии после своих выступлений. Наверное, это то, что движет мною.
- Что в фигурном катании от спорта, а что - от искусства?
- Бывает, нет у спортсмена каких-то данных – допустим, того же прыжка. Ну не может он прыгать четверные, другие многооборотные прыжки. Зато его сильная сторона – красивые вращения, хореографическая часть программы. Понимая это, спортсмен и работает над этим еще больше. Кто-то катается только под медленные композиции, создавая очень выразительные художественные образы. И это уже близко к искусству.
Правда, в последнее время наш вид спорта стал больше похож на… фигурные прыжки. Нередко в программе четко видно: человек просто едет от прыжка к прыжку. Для сравнения вспомните совсем еще недавние прокаты Каролины Костнер. Там всё было очень гармонично: она и скользила, и прыгала хорошо. Сейчас же прыжки преобладают, а само катание отошло на второй план, и я считаю, что это не очень хорошо. Все-таки наш вид называется «фигурное катание». Но об этом начали забывать. Поэтому спортсмен, не обладающий харизмой, не способный показать образ, но неплохо прыгающий, оказывается в выигрыше. И, конечно, это уже совсем далеко от искусства.
- Хотели бы вы, чтобы ваши дети занимались фигурным катанием?
- Спорт, вносящий жизнь ребенка дисциплину, нужен в любом случае – сужу об этом по себе. Неважно, какой это будет спорт и будет ли он профессиональным. Важно, чтобы ребенок сам захотел им заниматься. Всегда неприятно видеть, как родители явно принуждают ребенка к тренировкам, потому что это их интерес, их выбор. Думаю, в моей семье такого не будет. Можно отправить ребенка в три разные секции и посмотреть, где больше понравится. Так что я не буду настаивать на том, чтобы мои дети катались.
Искренняя благодарность всем, дочитавшим интервью до конца. Оставляя ваши комментарии и делясь понравившимися публикациями с друзьями, вы способствуете развитию канала!