Рецензия. Голем.Начало, The Golem, 2018
Рейтинги:
Кинопоиск: 4,9
IMDB: 6
Rottentomatoes: критики 90%, зрители 40%
Поджанр: фольклор.
Описание: Нам показывают еврейскую деревушку вокруг которой бушует чума. Жители соседних деревень обвиняют раввина в колдовстве, требуя прекратить насылать на них болезни. Реакцию раввина и всей общины – непротивление злу насилием – не принимает только нарушающая все запреты Ханна (Хани Фюрстенберг), видя защитника в лице Голема.
Но
Создать монстра легче, чем его контролировать.
Создатели фильма взяли за основу легенду о Гелеме – мифическом существе еврейского фольклора.
Идея Голема основана на еще более фундаментальной идее создания искусственной жизни. В этом отношении история Голема напоминает повесть о Франкенштейне. Собственно, последний и вытеснил Голема из мировой культуры.
Пожалуй, самая классическая история – это Парижский Голем, созданный в целях защиты еврейской общины от погромов и преследований. Вечером Голем защищал общину, а днем использовался как бесплатная рабочая сила. Постепенно глиняный истукан стал приобретать человеческие качества, начал испытывать эмоции и потянулся к людям, которых защищал.
Но спасенные им же люди его не приняли, в ужасе разбегаясь.
Голем осознавал себя монстром и ему становилось все хуже. Жители общины горько поплатились за то, что его отвергли.
Раввин – создатель - прекратил его существование, воспользовавшись доверием Голема, остановил насилие, прервав «жизнь» которую создал.
Мифология этой истории связана с концепцией нарушения религиозных норм и правил с целью «обхода» идеи нераспространения зла. Голем создается как защитник, применяя насилие, а его создатель остается как бы «чистым», «непогрешимым» при этом обеспечивая свою безопасность. Именно поэтому действия Голема, в конечном счете, не подконтрольны его создателю, который, нарушив запрет, платит высокую цену.
Вместе с тем, создатели фильма не выразили своего отношения (по крайней мере, я этого не увидел) к этой истории. Поэтому для меня она показалась скучной, бездушной. Даже, несмотря на то, что авторы попытались очеловечить Голема. Даже это не придало истории целостности и индивидуальности.
Вообще фильм получился в стиле «Ведьмы», «Апостола», «Обители страха». Если Вам понравились эти картины, то, возможно, понравится и Голем.
Саспенс (напряжение): 3
Атмосфера: 4
Актерская игра: 3
Все оценки из 5.
Трейлер: