Найти тему

Святой на крылатой кобыле. Поездка в Кумушкан как альтернатива хаджу

Вход в мечеть Хазрати Али Бува. Фото Сида Янышева, "Фергана"
Вход в мечеть Хазрати Али Бува. Фото Сида Янышева, "Фергана"

В 55 километрах от столицы Узбекистана, в Паркентском районе Ташкентской области, в предгорьях северо-западного Тянь-Шаня и непосредственной близости от Угам-Чаткальского национального парка расположен поселок Кумушкан — в переводе с узбекского «Серебряный рудник».

В горах над поселком находится священный комплекс Хазрати Али Бува (Святой Дед Али). По одной из версий, святым дедом был зять Хазрати Имама. Хазрати Имам, известный как аль-Каффаль аш-Шаши, жил в X веке и был ученым, знатоком Корана и хадисов, а также поэтом и лингвистом. В его честь в 2007 году в Ташкенте был возведен целый историко-архитектурный ансамбль, который так и называется — Хазрати Имам.

Мечеть Хазрати Али Бува. Фото Сида Янышева, "Фергана"
Мечеть Хазрати Али Бува. Фото Сида Янышева, "Фергана"

Впрочем, есть и другие версии. Одну из них озвучивают местные экскурсоводы. Если им верить, то Святой Дед Али — не кто иной, как двоюродный брат, зять и сподвижник самого пророка Мухаммеда, политический и общественный деятель Абу-ль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Кураши, более известный как Али ибн Абу Талиб (599-661 гг.).

Согласно легенде, рассказанной старожилом Кумушкана 71-летним Суюном Хажикуловым, пророк Мухаммед послал своего зятя на территорию современного Узбекистана для обращения местных жителей в ислам. Али отправился туда на своей крылатой кобыле по имени Дульдуль. Пролетая над горным кишлаком, он приземлился тут для молитвы.

Как известно, в исламе обязательным условием для совершения молитвы является тахарат (с арабского — «очищение, омовение»). Воды для тахарата Али попросил у Аллаха. И тогда по воле Всевышнего над кишлаком забили сразу пять родников, впоследствии получивших общее название Овлия булак. Рядом с родниками Али воткнул в землю то ли прутик, которым погонял коня, то ли свой посох, и из него тут же выросла роскошная чинара. Пока Али молился, его волшебная кобыла паслась на горе Кизил-Нура и по свисту хозяина возвращалась к этой чинаре.

— Между девятью стволами чинары когда-то лежал огромный, килограммов на восемьдесят, камень, на котором отчетливо отпечатались следы кобылы и собаки Али, — рассказывает Суюн-ака. — В советские времена этот камень куда-то укатили. Потом местные жители его нашли в низине и вернули на место. Однако позже камень исчез окончательно, и, по слухам, сейчас он находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Каменный Коран

Вот уже 1400 лет это место с родниками и чинарой считается святым. Со всего Узбекистана и из соседних республик сюда ежедневно стекаются сотни, а по выходным даже и тысячи людей для совершения зиёрата — традиционного паломничества к сакральным местам. Паломники убеждены, что родники несут омоложение тем, кто совершит омовение их водой.

Мраморный Коран. Фото Сида Янышева
Мраморный Коран. Фото Сида Янышева

Волшебной является и чинара: девять ее стволов лечат от разных недугов. В число этих болезней входит и бесплодие, поэтому большинство паломников — женщины, мечтающие забеременеть. Говорят, помогает.

— Я и мои соседи были свидетелями, как однажды сюда приехала бездетная семья, — продолжает Суюн-ака. — Муж с женой переночевали рядом с чинарой и уехали, а через год вернулись с грудным младенцем-мальчиком. Они привезли с собой и большущего барана. Мы зарезали его и накормили весь кишлак.

Молитва у чинары. Фото Сида Янышева
Молитва у чинары. Фото Сида Янышева
Паломницы на отдыхе. Фото Сида Янышева
Паломницы на отдыхе. Фото Сида Янышева
Паломники у чинары. Фото Сида Янышева
Паломники у чинары. Фото Сида Янышева
Паломники у чинары. Фото Сида Янышева
Паломники у чинары. Фото Сида Янышева

Считается, что это святое место обладает такой духовной силой, что многие приезжающие узбекистанцы визит к нему приравнивают к умре — малому паломничеству в Мекку, которое, в отличие от хаджа, можно совершать не раз в году, а в любое время. Такая альтернатива привлекает многих — тем более что большинству узбекистанских мусульман поездка в Саудовскую Аравию не по карману.

Раньше до родников и чинары приходилось подниматься в гору по узкой небезопасной тропе. Однако девять лет назад ситуация изменилась. Дело в том, что в Кумушкане находится одна из дач семьи Ислама Каримова — сейчас, правда, совершенно безлюдная. Так вот, в 2010 году на эту дачу приехал племянник жены Ислама Каримова Акбар. Он обустроил святыню, возведя рядом мечеть и проложив к ней от кишлака мощеную камнем дорожку с перилами.

Закат на Паркентсае. Фото Сида Янышева
Закат на Паркентсае. Фото Сида Янышева
Долина реки Паркентсай. Фото Сида Янышева
Долина реки Паркентсай. Фото Сида Янышева
Паркентсай. Фото Сида Янышева
Паркентсай. Фото Сида Янышева
Поселок Кумушкан. Фото Сида Янышева
Поселок Кумушкан. Фото Сида Янышева

Кроме того, Акбар провел в Кумушкан водопровод и газ, заасфальтировал центральную дорогу поселка, ведущую от Хазрати Али к речке Паркентсай, и установил вдоль нее красивые ограды с фонарями. В самих святых родниках обычно никто не купается. Однако после благоустройства Кумушкана паломники могут совершать тахарат в этой реке, а затем подниматься к мечети.

Тот же самый племянник Каримовых выстроил над мечетью небольшую открытую беседку, внутри которой на постаменте под стеклом был размещен гигантский мраморный Коран. На его открытой странице по-арабски высечены слова: «Когда человек рождается, Аллах дает ему семь ключей. И человек, прожив свою жизнь, должен открыть семь дверей, и в каждой из них должен оставить свет и добро».

Фото Сида Янышева / "Фергана"

Сид Янышев

https://fergana.agency/photos/108509/