Достичь Яньани революционерам не удалось: примерно на полпути, близ Аньго в местности Пинлян машина перевернулась. Я Ханьчжан получил тяжёлые травмы, а Дзигпа Гьямцо скончался на месте.
В Тибете и впрямь заканчивалось средневековье - Бодхисаттва, чудесным способом пришедший 500 лет назад в этот мир, под занавес восемнадцатой жизни вступил в партию и погиб в ДТП...
Я Ханьчжан позже вспоминал: "До сих пор тоскую по выдающемуся сыну тибетского народа и хорошо помню как познакомил его с КПК. Он являл собою сияющий пример борьбы за революционную правду и сыграл важную роль в формировании национального единства".
В октябре 1981 г. в ходе конференции, посвящённой крестьянскому восстанию в Южной Ганьсу, организованной парткомом провинции, вспомнили и о важной роли "Околорёберного Будды" в тех событиях, и отметили, что лама-коммунист - очень редкий случай в истории страны.
Насколько известно, следующее воплощение Дзигпа Гьямцо не нашли и не распознали, а монастыри Сунминъянь и Шуймочуань не были восстановлены. Жизнь в Южной Ганьсу пошла своим чередом - тибетское княжество в Чжоне упразднили, создав на его территории автономный округ, а уезд Хэчжэн попал в состав Линься-Хуэйского автономного округа.
Но память о тибетском ламе в магометанской автономии сохранилась весьма необычным образом. В 2009 г. в уезде Хэчжэн открылся музей Дзигпа Гьямцо, в котором есть четыре экспозиции: Революционная деятельность "Живого Будды", История КПК в Хэчжэн, история культуры округа и 60-летие образования КНР, где собрано около двухсот предметов и фотографий, относящихся к тому времени. С 2011 г. на базе музея создан Провинциальный центр воспитания патриотизма, а с 2012 г. - Лаборатория провинциального уровня по исследованию истории партии.
Судя по снимкам в Сети, означенная лаборатория регулярно проводит различные мероприятия, а музей неплохо оснащён
и активно посещается.
При этом история партийца-революционера не отделяется и от образа Бодхисаттвы - придут солдаты НОАК - отдадут честь покрытой шарфами-хадаками статуе.
А придут пионеры - отобьют "Околорёберному Будде" поясной поклон
Литература:
1. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней М.: Вост. лит., 2005 - 351 с.
2. Жизнеописание Лэй ба фо ( 肋巴佛传 ) Миньцзу чубаньшэ, 1989
3. Мемориальный музей Лэй ба фо ( 肋巴佛革命纪念馆) http://www.zgdsw.org.cn/n/2015/0113/c222137-26375198.html
http://www.hsjng.com/m2-h1.jsp?urltype=tree.TreeTempUrl&wbtreeid=1087
4. Он был "Живым Буддой", но всё равно вступил в КПК: повесть о Красном Будде ( 他身为活佛却加入了中国共产党,揭秘“红色活佛”的传奇人生) http://m.tibet.cn/wap/news/focus/1476438075231.shtml
Возможно, вы впервые наткнулись на этот рассказ и не понимаете о чём идёт речь, но жизненный путь ламы-коммуниста показался интересным?
Об этом шла речь в предыдущих частях:
"Живой Будда", "Крестьянская война" и "Есть такая партия"