Подписывайтесь на наш канал и делитесь публикацией в соцсетях!
Они не умеют притворяться. Их эмоции искренни, они честно проживают свои роли и если любят, то только по-настоящему. Возможно, поэтому фильмы про собак получаются особенно трогательными.
Читайте также: Как сложилась жизнь пушистых звёзд нашего кино?
«Пёс Барбос и необычный кросс», 1961
Главную роль в короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонид Гайдай доверил дворовому псу Бреху, у которого уже был опыт работы в кино. Компанию ему составило комедийное трио — Трус, Балбес и Бывалый. Именно в этом фильме знаменитая «троица» впервые появилась на экране. Никулин и Вицин сразу поладили с умным псом, который с лёгкостью выполнял все команды режиссёра. И лишь у Моргунова с Брехом возникла взаимная неприязнь. Пёс не раз рычал на актёра, а однажды даже вцепился ему в ногу. Впоследствии «троица» и Брех вместе появились в гайдаевских «Самогонщиках».
«Ко мне, Мухтар!», 1964
Для роли молодого Мухтара «Мосфильм» купил восточноевропейскую овчарку. Ещё двух псов — служебных овчарок Урала и Байкала, которым предстояло сыграть взрослого Мухтара, предоставила кинологическая служба МВД. Но очень скоро выяснилось, что ни одна из трёх собак для съёмок не подходит: все они пугались ветродуя, создававшего на площадке эффект сильной метели. Ситуацию спас киевский кинолог-любитель Михаил Длигач со своим псом Дейком. Его овчарка выполняла все команды режиссёра и не обращала внимания на отвлекающие факторы. В итоге в большинстве сцен снялся именно Дейк, а служебным собакам достались лишь эпизодические роли. Чтобы раненый пёс выглядел в кадре слабым и больным, к задней лапе Дейка прикрепляли проволоку — она мешала ему при ходьбе, из-за чего он начал прихрамывать. А эффекта свалявшейся шерсти достигли, обмазав собаку вишнёвым сиропом. Исполнитель главной роли Юрий Никулин перед съёмками две недели посещал курсы инструкторов-кинологов, занимался с собаками в питомнике и даже несколько раз выезжал на задания с розыскными псами. В 2002-м году на фестивале животных-актёров «Золотой клык» лента была удостоена приза «как один из лучших фильмов с участием животных, олицетворяющий честь и славу нашего кинематографа».
«Мимино», 1977
У главного героя фильма «Мимино» был пёс по кличке Зарбазан — «пушка», в переводе с грузинского. Изначально маленькую собачку для съёмок предоставила дрессировщица из Москвы, но режиссёру слишком домашняя и ухоженная Чапа не подошла. Настоящего Зарбазана Данелия случайно встретил на улице — лохматый пёс, увешанный колючками, гордо переходил дорогу. Думать было некогда: малыша схватили и повезли на съёмочную площадку, а с хозяином решили договориться позже. Потом оказалось, что Зарбазан с детства живёт вольной жизнью, а за пропитанием приходит в ресторан при гостинице и в местную хинкальную. Понятливого и весёлого пса полюбили все члены съёмочной группы. Когда механики играли в футбол, Зарбазан, несмотря на солидный возраст, принимал активное участие — подпрыгивал и ударял мяч носом. После съёмок всеобщего любимца забрал к себе директор картины Валерий Гандрабура. Они с женой всячески баловали питомца и даже кормили чёрной икрой. Но к тёплой домашней жизни Зарбазан оказался не приспособлен и недолго протянул в городе. Его похоронили в яблоневом саду на территории «Мосфильма».
«Белый Бим Чёрное ухо», 1977
На главную роль в пронзительной драме «Белый Бим Чёрное ухо» были приглашены сразу два сеттера — Стив, он же Стёпа, и его дублёр Денди. Второй пёс появился в кадре всего на пару минут — в щемящем эпизоде, когда Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке. А вот основная нагрузка пала на неимоверно талантливого Стёпку. Режиссёр Станислав Ростоцкий был в восторге от актёрского дара пса и однажды воскликнул: «Он настолько умён, что, кажется, читает сценарий!». Сложнее всего Стёпе дался эпизод, в котором у его экранного хозяина — писателя Ивана Ивановича — случается сердечный приступ. Перед съёмками Стёпку на неделю разлучили с Вячеславом Тихоновым, с которым тот успел по-настоящему сдружиться. Всё это время пёс страдал, а когда в нужный момент его выпустили на площадку, он выплеснул перед камерой все свои чувства. Сцену сняли с одного дубля.
Настоящий хозяин Стёпы, которого пёс безумно любил, сдал питомца в аренду киностудии на целых полтора года и за всё время съёмок ни разу его не навестил. Пёс так тосковал, что впал в собачью депрессию. К счастью, о нём искренне заботились все до единого члены съёмочной группы: старались развеселить, баловали, подкармливали — кто сосиской, кто косточкой, кто сладостями. Вячеслав Тихонов часами гулял с четвероногим другом, разговаривал с ним и даже брал с собой на охоту. По слухам, после съёмок «Белого Бима» хозяин Стёпки ещё не раз одалживал его режиссёрам и охотникам, а пёс всё скучал по нему и грустил. Любимец миллионов зрителей умер в самом расцвете лет — не выдержало сердце...
«Трое в лодке, не считая собаки», 1979
Роль пса Монморанси в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» сыграли два фокстерьера с совершенно разными характерами — злой, но смышлёный Герцог и добрый, но глуповатый Грех. Первый выполнял трюки, а второй снимался вместе с актёрами. Александр Ширвиндт сразу невзлюбил недалёкого Греха и часто скидывал его в холодную воду. В результате четвероногий актёр простудился, начал чихать и кашлять. Тогда сердце Ширвиндта смягчилось: он на собственные деньги нанял ветеринара, который вылечил пса.
«Приключения Электроника», 1979
Верного друга Электроника — собаку-робота Рэсси — в фильме сыграл эрдельтерьер по кличке Чингиз. На съёмках пёс проявлял поразительную смекалку и даже спас несколько жизней. Снимался эпизод с погоней Урри на мотоцикле, режиссёр с оператором ехали по параллельной дороге, когда всех вдруг обогнал Чингиз, резко остановился и предупреждающе поднял переднюю лапу. Оказалось, что прямо по ходу был открытый канализационный люк, который никто не заметил. В другой раз режиссёр с оператором страшно ругались, выбирая объектив для съёмок. В разгар спора к ним подбежал Чингиз с объективом в зубах, который всех устроил и помирил.
«Мужики!..», 1981
Один из самых пронзительных эпизодов в мелодраме Искры Бабич «Мужики!..» — сцена, когда собака бежит за машиной, в которой увозят детей. Деревенский пёс Рекс, которого киногруппа нашла на месте съёмок, оказался довольно своенравным и никак не хотел выполнять команду режиссёра. Тогда пришлось спрятать на заднем сиденье «Волги» его хозяйку. Только после этого Рекс согласился на марафон. Женщина сильно переживала, выдержит ли у её питомца сердце — ведь Рекс был уже немолодой и до кино вёл малоподвижный образ жизни. К счастью, пёс не пострадал. А вот в сцене, когда мальчик-цыганёнок кормит собаку пирожком, заупрямился уже маленький актёр Миша Бузылёв-Крэцо, побоявшийся засунуть голову в тёмную конуру. Тогда взрослые пошли на хитрость: выломали заднюю стенку будки и с той стороны его «встречал» отец.
«Друг», 1987
В драме-притче Леонида Квинихидзе «Друг» в паре с Сергеем Шакуровым сыграл чёрный ньюфаундленд Ютгай. В картине рассказана история взаимоотношений запойного алкоголика и говорящей собаки. Случайно оказавшийся под опекой пьяницы пёс пытается вернуть хозяина к нормальной жизни — заставляет его заниматься физкультурой, совершать утренние пробежки и, конечно, не пить. По признанию Шакурова, в жизни Ютгай на дух не переносил запах спиртного и подвыпившего человека мог покусать, так что съёмки проходили в атмосфере полной трезвенности. В фильме Друг говорит голосом Василия Ливанова.
«Собачье сердце», 1988
На роль Шарика в экранизации повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» пробовалось более двадцати собак. Выбор режиссёра Владимира Бортко пал на дворнягу по кличке Карай. Пёс состоял на службе в милиции и к началу съёмок уже имел на своём счету 38 задержаний. Режиссёр так отзывался о четвероногом друге: «Это был умнейший пёс. Он разве что по-французски не говорил. Всё делал с первого дубля!».