Найти в Дзене

«Ленинское знамя» 3 июля 1937 года: Даешь трехнедельную зарплату в заем!

Не подписаться на очередной заем ради борьбы с врагами народа в 1937-м было равносильно самому стать врагом.

Новая масштабная кампания по отъему денег у населения стартовала с начала июля, и 3-го числа все советские газеты пестрели сообщениями о том, как бодро и радостно идет подписка на объявленный заем.

-2

Стоит отметить, что как раз к этому времени искренняя радость и бодрость людей, уже не раз до этого отдававших свои кровные любимому Отечеству, заметно поугасла. В 1936 году государство советское практически откровенно расписалось в обмане, принудив держателей 8-процентных облигаций обменять их на 3-процентные и увеличив срок их погашения на 20 лет.

Тех, кто в 1920-30-е честно вкладывал в эти бумаги по две-три зарплаты ежегодно, постигло разочарование, они осознали, что их порывы вряд ли когда-нибудь вознаградятся. Так и вышло. В 1950-х облигациями довоенных займов обклеивали стены вместо обоев, дарили их детям в качестве игрушечных денег.

Но тогда, в суровом 37-м, оказаться от подписки было никак нельзя. На заре ежовского Большого террора такой отказ мог обернуться не только страшным позором, но и стоить жизни.

Все это понимали, а потому и изображали в массовом порядке радость, подписывались и даже соревновались, кто больше.

-3

О том, как активно шла подписка на заем, лучше всего судить как раз по сообщениям в районках вроде тосненской газеты «Ленинское знамя» (Ленинградская область, Тосненский район).

«Заем Укрепления Обороны имеет большое значение для усиления обороноспособности страны. Я подписываюсь на месячный заработок, с гордостью отдаю на дело обороны нашей Великой родины. Отдавая государству свои сбережения мы не должны на этом успокаиваться, а еще активнее выявлять врагов народа, иностранных лазутчиков и диверсантов», - цитирует газета слова образцового приобретателя облигаций.

В среднем каждый трудящийся отдал тогда государству свой заработок за три недели.