В России действует Федеральный закон «О рекламе». Он запрещает некоторую рекламу, чтобы компании не вводили людей в заблуждение, не распространяли недостоверную информацию и не слишком вредили конкурентам. За запрещенную рекламу можно получить штраф в несколько сотен тысяч. Рассказываем, чего в вашей рекламе точно быть не должно.
Противозаконных действий
Нельзя, чтобы люди в рекламе нарушали закон, особенно если это показано в положительном ключе. Например, водитель проезжает на красный и нарушает скоростной режим, чтобы успеть на акцию — это незаконная реклама, за нее могут оштрафовать.
Некорректных сравнений
Нельзя писать в рекламе «лучший», «единственный», «первый» и «номер один», «самые низкие цены», если это не подтверждено исследованиями и доказательствами. Например, МГУ как-то повесил рекламу: «МГУ — лучший вуз России», и у них потребовали ее снять — другие вузы не захотели казаться хуже. Пишите «единственный», только если вы действительно одни такие.
Прямого обмана
В рекламе запрещено даже в шутку или в качестве преувеличения писать неправду:
- «Раздаем товар бесплатно», если у вас просто низкие цены.
- «Доставим пиццу мгновенно» если у вас нет телепорта.
- «Сверхзвуковое такси», если вы не возите клиентов на сверхзвуковых самолетах.
Вроде бы понятно, что это шутка, но за такую рекламу легко получить штраф.
Неозвученных условий
Бывает, что прямого обмана нет, но клиента вводят в заблуждение. Например, обещают скидку вроде бы для всех, но по факту получить ее можно только за первую покупку. Или обещают подарок, но дают его только по запросу клиента, а не автоматически при покупке.
Чтобы не получить штраф за рекламу, нужно либо делать акцию для всех, либо прописать все условия. Причем не мелким шрифтом — за это тоже могут наказать.
Пропаганды сигарет и алкоголя
Люди в рекламе не должны пить, курить и уж тем более употреблять наркотики. Кстати, реклама алкоголя и сигарет теперь тоже почти полностью и во всех форматах запрещена, чтобы ее случайно не увидели дети.
Непристойностей
Если реклама размещена в общественном месте, на ней нельзя изображать секс и непристойные сцены. За пошлые намеки на грудь, половые органы и секс тоже могут наказать. Например, вы точно помните, как одна компания рекламировала квартиры-студии: на плакате была девушка с небольшой грудью и подпись «Маленькая, зато своя». За такую рекламу выписали штраф.
Иностранных слов без перевода
Если у вас в магазине скидки, в рекламе нельзя написать просто «Sale». И вообще нельзя писать и говорить что-то по-английски без перевода: никаких «Let's go», «You can» и прочего быть не должно. Все иностранные слова должны быть переведены, причем не мелким шрифтом, а крупно, чтобы русский текст был заметен.
Оскорблений
В рекламе запрещено оскорблять людей, ущемлять их по полу, национальности или расе, а также использовать ругань, даже завуалированную. Например, «Бургер Кинг» постоянно штрафуют за завуалированные маты — например, недавно фастфуд получил штраф за рекламу с текстом «Едал такое?», где буква «д» была подозрительно похожа на «б».
Унижения конкурентов
В рекламе нельзя напрямую говорить, что ваши конкуренты плохие — продают товар по завышенной цене, некачественно оказывают услуги или просто дураки. На вас может пожаловаться как сам конкурент, так и другие люди — и за такую рекламу выпишут штраф.
Врачей
Образ врача можно использовать только в рекламе больниц, медицинского оборудования и лекарств. Если вы продаете страховые полисы или еду, нельзя в рекламе показывать человека в халате и шапочке — это запрещено законом.
Надо сказать, что штрафы не выписывают сразу — обычно сначала рекламу требуют снять, и если сделать все быстро, проблем не будет. Но денег, потраченных на рекламную кампанию, никто не вернет, так что лучше сразу делать все по закону, не дожидаясь жалоб.
Заходите в Школу Большой Птицы, будем рады!
https://school.bigbird.ru
Здесь мы размещаем массу полезного для начинающих и опытных предпринимателей: обучающие курсы, статьи, кейсы, актуальные новости, руководства.