Найти тему
Типа Препод

Об умении читать и мыслить критически

Сегодня у нас есть доступ к огромному объему информации, получить которую мы можем в пару кликов или с помощью элементарного "Окей, Гугл". Нет проблемы с поиском, но есть проблема с обработкой.

За полгода существования моего скромного канала я пришла к выводу, что невероятное количество людей просто не умеет читать. Нет-нет, складывать буквы в слоги, а затем в слова могут все, а вот вытащить из сочетания этих слов смысл написанного - очень немногие.

Что же значит "уметь читать"? В методике обучения иностранным языкам этому вопросу уделяется пристальное внимание, выделяются подходы к чтению как виду деятельности и как средству обучения, различаются типы извлечения информации. Появляется технология развития критического мышления через чтение - более современный и актуальный способ работы с текстовой информацией. Неплохо было бы перенести это всё и на обучение родному языку, что, кстати, потихоньку и происходит. Но те, кто уже своё отучился и не занимается самообразованием и/или саморазвитием, уже навсегда останутся с этой проблемой - неумением работать с информацией.

Мы не будем сейчас говорить о технике чтения или его типах в зависимости от полноты и точности понимания текста, а перейдём сразу к развитию критического мышления на основе работы с текстом. Если бы термин "критическое мышление" скрывал за собой только умение критиковать, то этой статьи бы не появилось - этому завсегдатаев Дзена точно учить не нужно.

На самом деле, критическое мышление подразумевает целый комплекс мыслительных операций, направленный на отбор информации, её обработку и анализ, формирование собственного мнения. В основе лежит простая модель вызов - осмысление - размышление. Предлагаю разобрать все три стадии на примере любой статьи в Дзене.

1. Вызов. На стадии вызова актуализируются имеющиеся знания по тематике, формируется личный интерес, осуществляется отбор материала. Как это происходит на Дзене: вы видите карточку публикации (иллюстрацию, название, краткое описание) и принимаете решение - открыть статью или нет. Вы делаете это с опорой на собственный опыт и интерес к проблеме, строите предположения относительно того, о чем этот материал и чем он может быть вам полезен - эти мыслительные операции занимают доли секунды, ведь мы не на серьезном образовательном или научном портале.

2. Осмысление. На этой стадии происходит контакт с новой информацией, ее анализ и систематизация, соотношение с предыдущим опытом. Формируются вопросы по теме и собственное отношение к данному материалу. Как это происходит на Дзене: вы читаете саму статью, воспринимаете новую информацию, соотносите ее с тем, что вы уже знаете, и вот тут-то и происходит самое интересное. Возможны различные варианты:

  • новая информация совпадает с вашими представлениями о проблеме. Вам и вашему мозгу это очень нравится, картинки со стадии вызова совпали с новыми, вы высоко оцениваете материал, дополняете его собственными примерами.
  • новая информация частично совпадает с вашими представлениями. Вам кажется, что статья может и хороша, но не во всем. Те суждения, которые отличаются от вашего понимания, вы подвергаете критике, стараетесь аргументировать и защитить собственную точку зрения.
  • новая информация противоречит вашим представлениям. Искра! Вспышка! Лавина негатива ослепляет и не дает даже шанса новой информации проникнуть в сознание и быть там осмысленной - нет, это место уже занято и другого нам не надо. А автор - идиот, раз его опыт или мнение отличается от того, что знаю и думаю я. Чаще всего происходит именно это, но если у человека развито критическое мышление, то в такой ситуации он будет пытаться понять причину противоречий, искать дополнительную информацию, задавать вопросы.

3. Размышление. Финальный этап - присвоение знания, включение новой информации в свою картину мира, пересмотр позиции по данному вопросу. Как это происходит на Дзене: вы идете и пробуете лайфхак на практике или просто запоминаете его и используете в нужной ситуации. Или обсуждаете новую информацию с кем-то, используете как иллюстрацию к аргументу в рассуждении на смежные темы. Словом, чужой опыт становится вашим, новая информация - знанием, горизонты расширяются, представления меняются. Разумеется, если вы к этому стремитесь.

Эта статья не о том, что мои тексты идеальны, а вы недостаточно умны, чтобы оценить их по достоинству, нет! Я просто призываю вас относиться к новой информации адекватно, даже если она не совпадает с вашими представлениями о мире. Если в вашем городе сейчас светит солнце, а в моем идет дождь - это ведь нормально? Тогда почему если ситуация в моем вузе отличается от ситуации в вашем, вы впадаете в истерику и обвиняете меня во лжи и тупости? Или когда мой опыт работы с детьми отличается от ваших представлений о том, как это должно быть, вы начинаете меня оскорблять и обесценивать мой труд? Просто подумайте об этом.

Спасибо, что заглянули. Я пишу для вас.