Найти в Дзене
Виктор Смеюха

Скончался легендарный Ли Якокка

2 июля 2019 года скончался легендарный Ли Якокка — отец Форда Mustang и спаситель Chrysler. Его жизненный путь и бизнес-достижения известны далеко за пределами автомобильной отрасли благодаря книгам, повествующим об эталонной карьере менеджера. Пожалуй, из всех лидеров автопрома лишь Генри Форд более узнаваем широкой аудиторией, нежели Якокка. Но имя Ford носят сотни миллионов автомобилей корпорации. А вот имя Якокки применялось лишь один раз, и сегодня — повод вспомнить о редкой модели Ford Mustang Iacocca Silver 45th Anniversary Edition десятилетней давности.

Роль Ли Якокки в появлении первого Ford Mustang интересна — он не проектировал конструкцию, не рисовал дизайн, даже не придумывал саму идею пони-кара. Его сила — экономика. Будучи генеральным менеджером и вице-президентом корпорации Ford, он увидел потенциал в проекте и, приложив всё своё красноречие, таки смог убедить руководство выделить весьма скромные $45 миллионов на создание спортивной версии компактного Форда Falcon. Когда эта машина начала продаваться феноменальными тиражами, о роли Якокки не забыли, и одно только это обеспечило бы ему вечную память среди автоэнтузиастов. Но то было лишь начало.

Ли Якокка на обложке журнала Time.
Ли Якокка на обложке журнала Time.

В дальнейшем лично Ли Якокке своим появлением в качестве серийных автомобилей обязаны DeTomaso Pantera, субкомпакт Ford Pinto и основанный на нём Ford Mustang II, европейский Ford Fiesta, купе Lincoln Continental Mark III, возрождённый Chrysler Imperial, странный проект Dodge DeTomaso, вся платформа Chrysler K-car (включая Shelby Dodge), минивэны Plymouth Voyager и Dodge Caravan, провальный имиджевый родстер Chrysler TC by Maserati, суперкар Dodge Viper и платформа «LH» (Chrysler LHS, Dodge Intrepid, Eagle Vision), с её характерным стилем cab forward…

Якокка слева.
Якокка слева.

Приобретение Lamborghini корпорацией Chrysler — его же решение и, в противном случае, возможно, мир не увидел бы Diablo и последующих моделей. Наконец, благодаря Ли Chrysler выкупили American Motors у Renault. Это не только помогло появиться марке Eagle, но и сохранило на плаву бренд Jeep, а также привело к началу выпуска эпохальной модели Grand Cherokee. После ухода из Крайслера на пенсию в 1992 году Якокка предпринял неудачную попытку приобретения всей корпорации Chrysler, и также инициировал малоуспешные проекты по выпуску электромобилей EV Global Motors и Lido Motors.

-4

Собственно, Lido Motors (названные по полному имени Якокки — Лидо) реально производили транспортные средства, но даже четырёхместный Lido Sedan был всего лишь электромобилем для гольф-клубов и минимального движения по дорогам общего пользования (правда, с ценой до $18 000, так что неудивительно, что их произвели всего около 50 штук). А в названии настоящих автомобилей, в судьбе которых участвовал Ли Якокка на протяжении своей долгой карьеры, никогда не упоминалось его имя — в отличие от творений Кэрролла Шелби и Алехандро де Томасо.

-5

И лишь в июне 2009 года Якокка (хотя к корпорации Ford не имел отношения уже более 30 лет) официально представил новый автомобиль, созданный под его руководством в честь 45-летия с начала выпуска пони-кара, — 2009½ Iacocca Silver 45th Anniversary Edition Ford Mustang. Длинное название впервые имело слово Iacocca, а также напоминало о поводе для выпуска. Стильная деталь: оригинальный Mustang дебютировал в середине 1964 модельного года и поэтому часто обозначается, как 1964½ — та же логика применена для Iacocca, появившегося в середине 2009 модельного года — 2009½.

-6

Как и следовало ожидать, машина не является собственно серийным продуктом Ford, а лишь тюнинг-проектом, но весьма глубоким. В качестве основы взят Ford Mustang GT 2009 модельного года, во внешность которого внесены кардинальные изменения по эскизам дизайнера Майкла Леоне. Переоформлена фронтальная и задняя части, а сам кузов из купе превращен в фастбэк. Стоит отметить, что это не обвес, а именно полноценные изменения металлических кузовных панелей в том стиле, который, по мнению создателей, более чётко передавал дух первого поколения Mustang в рамках эстетики пятого. Это позволило в рекламных материалах упоминать престижную формулировку coach-built, навевающую воспоминания о традициях заказного кузовостроения до Второй мировой войны.

-7

Дополняют выбранный стиль специально разработанные колёсные диски Iacocca Design диаметром 20 дюймов с шинами Goodyear Eagle RSA 245/45/R20. Интерьер получил перешитые кожаные кресла и руль, а также алюминиевые накладки на пороги. Упоминания самого Якокки есть в виде эмблем на руле, подписи на центральной консоли, на порогах и, конечно же, логотипе на багажнике.

-8

Технические модификации оказались не столь существенными: мощность 4.6-литрового двигателя увеличена с 300 до 320 л.с. (аналогично серийным California Special и Bullitt), добавлен пакет Ford Racing Handling Pack, состоящий из спортивных пружин и амортизаторов. Правда, в качестве опции предлагалась установка компрессора от Galpin Auto Sports, повышающего мощность до 400 л.с., а также 14-дюймовых тормозных дисков. Коробка передач — только механическая.

-9

Доработки были поручены известной калифорнийской компании Gaffoglio Family Metalcrafters, выпускающей концепт-кары для автопроизводителей. Для них это был первый проект дорожного серийного автомобиля. Всего собрали 45 экземпляров модели Mustang Iacocca Silver 45th Anniversary Edition — по количеству лет с момента появления Мустанга.

-10

Цвет официально предлагался только один — серебристый, выбранный лично Ли Якоккой, но две машины для коллекции дилера получили иной окрас (один чёрный и один красный Candy Apple Red). Интересно, что серебристых выпущено всего 41, а не 43 — ещё два авто также выполнены в чёрном цвете, но имеют опциональные стеклянные панели крыши, что делает их эксклюзивными среди и так небольшого числа Мустангов Iacocca.

-11

За продажи отвечал один-единственный, но очень подходящий дилер — Galpin Ford из Южной Калифорнии, и до, и после модели Iacocca известный своими нестандартными Мустангами (например, Rocket с дизайном Хенрика Фискера). Цена $89 950 была весьма впечатляющей для Мустанга, но она не остановила желающих — все 45 штук были успешно проданы. Правда, под этот проект создали целую компанию I Legacy, но никаких других продуктов с тематикой «наследия Якокки» не последовало. Впрочем, существующего наследия и так достаточно, чтобы о Лидо Энтони Якокке помнили вечно.

-12