Год назад в Армении произошла революция. Тысячи людей протестовали на улицах, перекрывали дороги и блокировали движение в метро. В итоге, лидер оппозиции Никол Пашинян стал премьер-министром Армении.
Мы поговорили с армянами Волгограда о том, как они отнеслись к революции, какие реформы необходимы в Армении, и почему не поехали туда во время волнений.
Паргев Варданян, 23 года
Я родился в Армении в селе Айраванк. Когда мне исполнилось 2 года, мы с семьей переехали в Волгоград, так как там закрывались заводы и фабрики. Работать по специальности было очень тяжело. А в Волгограде в это время уже были варианты работы.
О каких-то новостях из Армении узнаю от родственников, например от дедушки, который смотрит армянское телевидение. Сам за политикой не особо слежу, но когда начались протесты, начал интересоваться происходящим. Круглые сутки смотрел прямые эфиры с митингов. Самое интересное — то, как протестующие останавливались, включали музыку и танцевали с незнакомыми людьми.
«Я бы хотел, чтобы в Армении снизили тарифы на электричество и газ. Покончили с монополией и сделали всё для процветания малого бизнеса и сельского хозяйства»
У меня было сильное желание присоединиться к народу, но не смог оставить свою группу «Хроники Края». Искренне рад за свой народ, за ту сплоченность, которую они проявили. А самое главное за то, что всё обошлось без жертв.
Я бы хотел, чтобы в Армении снизили тарифы на электричество и газ. Покончили с монополией и сделали всё для процветания малого бизнеса и сельского хозяйства. Также обязательно развитие туризма и реформы в сфере образования. Верю в то, что обстановка там может измениться, и люди захотят туда вернуться. Сам задумывался об этом, но дело уже в другом. Я живу в Волгограде 20 лет. У меня здесь друзья и музыкальная группа. Да и вообще не хочется всё бросать и уезжать. Но точно могу сказать, что посещать Армению хочу чаще.
Возможна ли такая революция в России? Может быть. Но Россия — огромная страна с многонациональным населением и другим менталитетом. В любом случае революция в России будет долгой и болезненной.
Здесь на данный момент больше удобств и возможностей. Сюда относятся и зарплаты, а также газ с электричеством. Отдавать ползарплаты на электроэнергию — не круто, особенно для людей, которые живут в сёлах. Ведь многие уезжают именно из-за этого.
Гоар Погосян, 21 год
Я родилась в Казахстане, а позже мы с семьей переехали в Волгоград. В Армении была в крайний раз 3 года назад: там у меня осталось море родственников, с половиной из которых даже не знакома лично. Я люблю эту страну и когда приезжаю, — чувствую себя на своём месте. Ведь понимаю, что как ни крути, Армения — моя родина.
«Коррупция переходила все границы, а народ бедствовал. Кормить и содержать себя было нечем. Иначе зачем было покидать родину?»
Независимо от того, как далеко мы находимся от России, моя семья интересуется событиями в Армении. Считаю, что нет ни одного армянина, которого бы не интересовала эта революция. Я следила за политической ситуацией там и до революции. И, честно говоря, была опечалена. При таких огромных возможностях Армения не развивается, хотя это одна из самых первых и древних культур мира. Коррупция переходила все границы, а народ бедствовал. Кормить и содержать себя было нечем. Иначе зачем было покидать родину?
Мне кажется, что сейчас у народа появилась надежда на лучшую жизнь и светлое будущее. Если правительство будет думать о народе, многие захотят вернуться и работать на её благо, а не на благо чужого государства.
Хоть я и выросла в России, но думаю, что смогла бы переехать в Армению и жить там. На моей родине было много митингов, но этот вышел совершенно иным. В этот раз была мирная революция со сплоченным и неотступным народом. Сестры рассказывали, что даже из самых отдаленных точек столицы приезжали протестующие.
«Россияне любят своего президента и доверяют ему»
Как сказал Байрон: «Армения — колыбель цивилизации». Считаю, что она ею останется и никогда не потеряет своей уникальности. Возможна ли в России такая революция? Думаю, нет. Как я вижу, россияне любят своего президента и доверяют ему. Государство, в котором есть доверие к власти, в революции не нуждается.
Аргам Айрапетян, 25 лет
Я родился в армянском селе Гнедваз. В Россию мы переехали в 1995 году по инициативе отца и из-за сложного положения дел в стране. В Армении я был в последний раз 12 лет назад. У меня там осталось много родственников, с которыми мы поддерживаем связь, но в основном по скайпу. На самом деле я бы хотел побывать там в этом году, чтобы посмотреть, как меняется жизнь.
«Я узнал о начале революции из инстаграма: смотрел прямые эфиры друзей и родственников»
О политической жизни Армении узнаю от родственников. А дальше — соцсети и СМИ. Узнал о начале революции из инстаграма: смотрел прямые эфиры друзей и родственников. Позже, конечно, начал сам искать информацию в соцсетях и звонить близким. Изначально переживал из-за того, что в Армении началась революция, но позже увидел, что на митингах люди в хорошем настроении. Меня это не могло не радовать. Самое важное, что люди перестали бояться отстаивать свои интересы. Они поверили в себя и в справедливость.
Естественно, что мы с семьей следили и продолжаем пристально следить до сих пор за ситуацией в стране. Мне грустно от того, что там процветает и торжествует коррупция, а люди живут с мизерными зарплатами.
К сожалению, кроме общего настроения людей, пока ничего не меняется. В первую очередь в стране нужно повышать зарплату и выделять рабочие места для студентов. Возможно, что на это потребуется 2-3 года.
Вернусь ли я жить в Армению? Не знаю. Большую часть жизни я провёл в Волгограде, впитывал местную культуру. Но хочу, чтобы у моих детей был выбор где жить: здесь или в Армении. Буду только рад, если они чаще меня будут посещать эту страну. А, может, и вовсе переедут туда жить.
Ани Унанян, 21 год
Я родилась в Волгограде, но мои родители из Армении. Узнала о революции из СМИ и соцсетей. Стоит отметить, что школы сел и деревень на своих местностях, так же присоединялись к митингу и выходили на улицу, чтобы поддержать господина Пашиняна и высказать свои недовольства в адрес Саргисяна и действующего на тот момент правительства. В их числе были и мои родные.
«Я считаю, что на данный момент Армения находится на самой низшей ступени, которая вообще возможна»
Родители ежедневно внимательно следили за происходящими событиями. А я немного сомнительно к этому относилась и не до конца верила, что революция приведёт к лучшему исходу. Присутствует риск того, что всё-таки Пашинян встанет на сторону Америки, а не России. Тогда уже крах Армении настанет целиком и полностью. На данный момент остаётся просто ждать и смотреть, что будет.
Сейчас у Армении есть перспективы. Но по сей день не было грамотного руководителя, который мог бы использовать присутствующие блага на пользу её развития и процветания. Считаю, что на данный момент Армения находится на самой низшей ступени, которая вообще возможна. Ведь там коррупция на пике, а создание своего бизнеса проблематично. Заводы и предприятия закрыты, рабочих мест нет, поэтому и большинство людей не проживают на территории своей родины.
«Я считаю, что революция в России ни к чему. Внешняя политика нашего государства очень грамотно выстроена»
Если рассмотреть ситуацию с рейсами Волгоград-Ереван, можно заметить, что цены у нас такие, что даже сам армянин, который зарабатывает на чужбине, поедет отдыхать и тратить явно не туда, а куда-нибудь на море или в другие страны. Потому что поездка, проживание и экскурсии обойдутся дешевле, чем полет туда - обратно в Армению.
Я считаю, что революция в России ни к чему. Внешняя политика государства очень грамотно выстроена, а единственное, что нужно немного подтянуть - внутреннюю политику. А так, в принципе, с ней здесь всё нормально, как и с экономикой. Поэтому никакие восстания не нужны.
Я бы однозначно не переехала жить в Армению. Как бы это грубо не звучало, но это родина моих родителей, для меня же родина — то место, где я родилась. Да, скучаю по воздуху и по горам.
Порой хочется проснуться ранним утром и оказаться на крылечке в деревне у бабушки. Но то чувство, которое я испытываю вдали от своего дома, сильнее меня и вышеуказанных ощущений, потому что здесь прошло моё детство. Когда я в Армении, начинаю скучать по воде, по воздуху, по родному мне двору, по людям, которых вижу ежедневно.