Найти тему
Race Control

Обзор Гран-при Австрии: миллениалы изобрели Формулу-1

Дисклеймер: этот обзор написал Илья, один из людей, помогающих вести телеграм-канал Race Control. И написал он его настолько офигенно, что добавить мне по сути и нечего. Точнее, пара комментариев от себя будет в послесловии, а пока – наслаждаемся.

Вы, наверное, даже если не осознаёте, что случилось в воскресенье, то наверняка что-то такое подозреваете. А произошла, если слегка перефразировать известного русского рэпера, историческая фигня.

Гонка, которую мы наблюдали в Шпильберге, на самом деле была тизером к грядущей эпохе великого и прекрасного противостояния двух лучших пилотов своего времени — и поэтому решение судей после финиша, каким бы оно ни стало, по большому счёту, значило мало. На «Ред Булл Ринге» в этот раз творилась история. А хода истории судьям не остановить.

В красном углу — Шарль Леклер, который проводит в Ф1 только второй сезон. Шарль скромен и самокритичен, при этом очень быстр. Он провёл отличный сезон-2018 в Sauber и без шума и скандалов получил место в Ferrari. Это было быстро, особенно если знать, как консервативно обычно подходят в Маранелло к кадровой политике. И хотя монегаск не выиграл ни одной гонки, никто не сомневается, что это вопрос времени. Многие уверены, что он — будущий чемпион. Отец Леклера, Эрве, тоже был автогонщиком. Он умер в 2017 году, в разгар сезона Формулы-2, в котором Шарль не оставил соперникам шансов.

В тёмно-синем углу — Макс Ферстаппен, который лишь на 16 дней старше Леклера, но проводит уже пятый сезон в Ф1. Макс — рекордсмен по числу рекордов Формулы-1 (в основном в номинациях, которые начинаются со слов «самый молодой»), заработавший к тому же репутацию выскочки и плохиша, которому всё сходит с рук. Голландец невероятно талантлив и быстр и на сухой, и на мокрой трассе. Он выиграл уже пять гонок в карьере, и многие уверены, что он — будущий чемпион. Отец Ферстаппена, Йос, тоже был автогонщиком и часто наблюдает за сыном из боксов.

-2

Два ровесника, две разных судьбы, два противоположных темперамента. Два варианта возможного будущего. Здесь, в Австрии, они впервые оказались вместе на первой линии стартового поля. Здесь они впервые заняли первые два места на финише. Логика исторического нарратива подсказывает, что это, скорее всего, завязка великого пейринга... простите, соперничества. Это не вторые Лауда и Хант, не вторые Сенна и Прост, не вторые Алонсо и Хэмилтон. Сколько параллелей с историческими противостояниями вы бы ни проводили, точной аналогии не найдёте. Потому что это первые — и единственные — Леклер и Ферстаппен.

В борьбу за победу вступили представители нового поколения — поколения смартфонов, соцсетей и интернет-мемов — миллениалы, как их теперь называют. Те самые, что заново изобретают уже давно, казалось бы, известные вещи. В воскресенье они наконец-то добрались до Ф1.

-3

Это тот самый свет во тьме, который так нужен нынешней Формуле. Во тьме, которая после Поль-Рикара казалась непроглядной. И пускай пока это лишь проблеск, пускай результат этой сумасшедшей гонки не отражает реального положения сил в чемпионате, пускай Ф1 просто очень повезло в Австрии и такое везение, быть может, повторится нескоро — противостояние Леклера и Ферстаппена на последних кругах, на грани и до контакта, но всё же в пределах гоночной вежливости, должно вселять в поклонников даже не веру и не надежду, а уверенность в том, что будущее Ф1 прекрасно.

Сам обгон, который решил в конце концов судьбу гонки, конечно, нельзя считать стопроцентно чистым с точки зрения современных прилизанных правил, и судьи вполне имели право применить к Ферстаппену какое-нибудь мелкое и обидное наказание — например, добавить к его времени на финише пять секунд, и в этом случае пересёкший финишную черту первым снова не взял бы кубок победителя. Но они этого не сделали. И это прекрасно. Макс победил на сто процентов заслуженно — особенно учитывая заминку на старте — а Шарль, хоть и был недоволен манёвром голландца, наверняка не хотел бы, чтобы первую победу в карьере ему подарили судьи после финиша.

-4

Иронично, что позади двух звёздных миллениалов борьбу устроили те самые два гонщика, от которых мы уже как минимум третий год ждём классического противостояния — Феттель и Хэмилтон, оказавшиеся непривычно низко для себя из-за разнообразных проблем, преследовавших их весь уикенд. Себ и Льюис дополнили основную интригу гонки, судьба которой в этот раз решалась без их участия, и немец в этот раз вышел победителем из этой борьбы. Кстати, Феттель действительно провёл очень сильную гонку, стартовав с девятого места и пострадав от неразберихи на своём пит-стопе. Довольно легко расправившись с Хэмилтоном, он догнал и второй Mercedes Боттаса, и ему не хватило только одного-двух кругов, чтобы подняться на подиум. Если Себ всё ещё хочет побороться за титул в этом году и ему нужна мотивация, он может черпать её из этой тяжёлой, но результативной гонки: в воскресенье он, вероятно, выжал максимум из себя и своей машины.

-5

Кстати, не поверите, но гонку Формулы-1.5 в Австрии тоже выиграл миллениал — человек-мем Ландо Норрис. Ландо пока не в топ-команде, но такими темпами тоже скоро сможет вмешаться в намечающуюся эпичную битву за титул между пилотами нового поколения. На первом круге 19-летний британец всерьёз боролся за третью позицию с Хэмилтоном, а на финише оставил позади не только всех пилотов второго эшелона, но и Red Bull Пьера Гасли.

Гасли вообще можно назвать главным неудачником Гран-При Австрии. Конечно, Ферстаппен — талант столетия, и прочая, и прочая, а трасса в Шпильберге короткая, но всё равно проиграть ЦЕЛЫЙ КРУГ напарнику, даже если он победил в гонке — это максимально стыдно. Уже не только доктор Марко не стесняется выражать недовольство, но и обычно позитивный и сдержанный Кристиан Хорнер заявляет, что французу нужна перезагрузка. Эх, здесь бы очень пришлось кстати ещё одно сильное выступление Квята... Но ему неоткуда было взяться: команда запорола ему квалификацию, а на следующий день — единственный пит-стоп, да и вообще темпа на «Ред Булл Ринге» у младших быков не было. Албону никто ничего особо не портил, но и ему скорость машины не позволила сотворить чудо после штрафа на решётке за превышение лимита на элементы силовой установки.

-6

Шикарную гонку провёл Карлос Сайнс, стартовавший из глубин стартовой решётки и доехавший до восьмого места — в гонке, в которой не было ни единого схода. Вообще, McLaren в последней паре гонок что-то такое нащупали (а Renault, да и все остальные, пожалуй, наоборот, растеряли), и борьба за лидерство во втором эшелоне с каждой гонкой теряет актуальность: отрыв оранжевых от некогда плотной группы команд всё больше.

-7

Alfa Romeo в Австрии казалась не итальянской командой, а швейцарской, какой она на самом деле и является. Прекрасный результат в квалификации, ровная, дисциплинированная, при этом достаточно боевитая гонка в исполнении обоих пилотов — и заслуженный двойной финиш в очках. В том числе — первая в карьере результативная гонка Джовинацци, над которым в последнее время начали сгущаться тучи.

По-человечески и даже как-то из мужской солидарности, что ли, жалко Haas. Чуваки стараются изо всех сил, атакуют и сражаются, ошибаются и злятся, ругая себя и судьбу. Нередко у них что-то получается. Но этого не хватает, чтобы регулярно добиваться успеха, а в последнее время не хватает даже для того, чтобы достойно проводить гонки. Не удалось им найти темп и в это воскресенье, несмотря на блестящую квалификацию Магнуссена, и два болида Haas закончили гонку в конце второго десятка, позади двух машин Renault и двух For... Racing Point. Магнуссен умудрился финишировать позади Расселла, который, несомненно, может быть доволен и горд собой.

-8

Звездой Гран-При Австрии, правда, стал не Расселл, а его напарник Роберт Кубица, финишировавший 20-м и последним. Это худший финиш в карьере поляка, однако это не помешало ему получить звание гонщика дня по итогам официального голосования ФИА. Впоследствии, правда, выяснилось, что произошло ужасное недоразумение и болельщики, разумеется, подавляющим большинством голосов выбрали Ферстаппена.

-9

Разумеется, нельзя забыть о ещё одних победителях австрийской гонки. В интернете на протяжении какого-то времени (предполагаю, что с 2015 года) существует довольно обидный сайт hashondawonyet.com, который информирует посетителей о том, как давно моторы Honda побеждали в гонках. На днях этот сайт, наконец, обновился. Ферстаппену в Австрии удалось не только прервать победную серию Mercedes, но и завоевать для японских мотористов первую победу за без малого 13 лет — с тех пор как Баттон выиграл безумную дождевую гонку в Венгрии в 2006 году. Если вспомнить, как складывались для Хонды первые годы после возвращения в Ф1, их приверженность своему делу — это настоящий героизм и пример самурайской стойкости, которая была, наконец, вознаграждена в прошедшее воскресенье.

-10

Это был офигенный Гран-При. Гран-При, который дал нам уверенность в ярком будущем Ф1 и скромную надежду, что и этот сезон ещё не потерян. Давайте дадим ему ещё один шанс. Миллениалы что, зря старались?

-11

Послесловие. Гонка действительно была потрясающая, и даже есть смысл надеяться на повторение чего-то подобного в нынешнем сезоне, но тут все зависит только и исключительно от погоды. Машины Mercedes всемогущи: у них нет проблем с резиной, с быстрыми поворотами, с медленными – вообще ни с чем. Кроме жары. И надо понимать, что слабость в Австрии и Бахрейне объясняется не туманными формулировками вроде "не попали в настройки", а совершенно конкретным фактором охлаждения. Будет жарко – будет борьба. В противном случае у Серебряных Стрел есть все шансы затмить рекордную победную серию McLaren прямо в этом году. Этапов хватает.

Ну, и по поводу (не)штрафа Ферстаппена, раз уж обсуждения не утихают. Удобно считать, будто стюарды подсуживают Максу, прощают ему наглость, а уж в Австрии вдобавок побоялись расправы со стороны оранжевой армады, оккупировавшей трибуны. Справедливо обвинить судей в непоследовательности: тут никаких вопросов, с этим у них туговато. Но именно сейчас непоследовательность хороша, ведь останься стюарды верны той же логике, что и в Канаде, у всего спорта украли бы еще одну красивую историю. Шарль был хорош, но Макс в этот уикенд провел лучшую гонку в своей карьере – или, как минимум, настолько же гениальную, как в дождевой Бразилии'16. Что еще важнее, при обгоне он не сделал ничего такого, что возмутило бы адекватного поклонника автоспорта. Леклер оставил калитку, Ферстаппен туда полез – это гонки, какими им следует быть, и здесь нет никакой проблемы. Проблемы будут, если судьи вновь решат кого-нибудь наказать за аналогичный маневр, но пока давайте поверим, что они встали-таки на путь исправления. Может, тоже впечатлились миллениалами.