Когда я начала готовиться к родам, то встретила две диаметрально-противоположные точки зрения на сей процесс. Одна из них гордо именовалась: "Роды- это работа", провозглашая главенство боевого настроя, готовности к любой боли, призывая собрать всю волю в кулак. Вторая же звучала, как мантра "Омммм", глубоким и томным голосом с аудиодорожек под названием "гипнорды", заставляла "расслабляться и получать кайф от процесса".
Потребовалось пройти весь путь от начала и до конца, чтобы понять одну простую вещь - истина, как обычно, находится где-то посередине. Есть время разбрасывать камни и время собирать камни, есть время петь, дышать глубоко, осознанно двигаться в схватку, мерно покачивать бедрами в такт медитативной музыке, а есть время выжимать из себя последние силы, преодолевать усталость и ощущение "я прямо сейчас умру", по-настоящему трудиться, производя на свет нового человека.
При этом, этап "работы на результат", этап напряжения всех сил организма занимает не такой уж большой промежуток времени и именуется "потугами". Все остальные часы (и даже дни), когда тело с определенной периодичностью потрясают схватки (заставляя поначалу просто морщиться и прислушиваться, а под конец в агонии хвататься за всё подряд и разрываться на тысячу кусочков, каждый из которых болит), действительно требует навыка расслабления. Это звучит абсурдно, странно и очень обидно для тех, кто так и не понял каково это - идти навстречу каждой схватке.
Самое важное условие - это условия.
Та обстановка, в которой находится женщина, процентов на 70 определяет степень расслабленности в первом этапе родов. Именно поэтому многие не боятся рожать дома, именно поэтому сейчас взят такой мощный курс на естественность даже в родильных домах. Все эти фитболы, бассейны, джакузи, приглушенный свет, а так же присутствие партнёра делают своё дело, они создают у женщины ощущение комфорта, а значит ощущение безопасности.
Ты можешь миллион доводов привести самой себе в пользу "правильных родов" в больнице, под нужной капельницей (окситоцин?), лежа на спине (так же удобнее контролировать твоё состояние и показатели ребенка), можешь рассказывать и расписывать в красках, что именно этот яркий свет и звяканье инструментов - гарант безопасности, так же, как эти два катетера в венах, промытый клизмой кишечник, жуткий холод, запах дезинфекции и спирта, означающие стерильность.
Только вот каждая схватка будет поистине "схваткой", битвой за выживание (с кем?), будет хотеться съежиться, закрыться, защититься, появится непреодолимое желание встать и выйти из кинотеатра, где показывают жуткий и сюрреалистичный фильм с тобой в главной роли.
Мои роды длились ровно 12 часов с момента первой слабенькой схватки до появления дочери на свет. В роддоме я провела последние 2 часа, приехав с раскрытием 6 см. Что я делала предыдущие 10? Ребят, да я расслаблялась (нервный смех). И это не только про ванну со свечами и техники дыхания.
Сначала я делала домашние дела, монотонные (предпочла бы слово "медитативные"), мееедленно приготовила много еды, мееедленно перебрала все детские вещи, погладила гору белья, изредка останавливаясь переждать схватку и подышать. Да, я включала "музыку для медитации", проникалась моментом, любовалась своими "родами" со стороны. Думала: "Эх, девочки, вот как надо "проживать схватки", учитесь!". Потом стало больнее и я пошла гулять (не одна, с мужем пошла), ходили по школьному стадиону рядом с домом, смотрели на играющих детей, на распустившуюся майскую зелень, помню, что пила апельсиновый сок, ела творожный сырок с кокосом, а ещё рассуждала про женское великолепие (потому что ну как-то же мы берем и рожаем новых людей). Муж согласно кивал, трясся, но старался сохранять невозмутимый вид.
Боль стала нестерпимой (это мне тогда казалось, что она нестерпимая, на самом деле всё только начиналось), счётчик схваток требовал обратиться в медицинское учреждение, мы на машине съездили в роддом, где осмотр ошарашил меня одним сантиметром раскрытия(!). Одним! А я то казалась себе этакой гуру. "Дура ты, а не гуру", - выругалась про себя и попросилась у дежурного врача обратно домой, дожидаться "улучшения родовой деятельности".
Сказать, что было больно - это ничего не сказать, но первое, что я сделала - создала УСЛОВИЯ для расслабления (чит. мужу указания давала, а сама ходила в каком-то трансе из угла в угол и в основном мычала -ммммм-). Я спросила себя - а что Ане было бы сейчас приятно и комфортно? В итоге мы занавесили окна, мы зажгли свечи, мы включили обогреватели на полную мощность (холодный май, что поделать), я попросила читать мне вслух книжку про муми-троллей (да, это что-то про комфорт и радость и безопасность прямиком из детства). Спустя час, во время очередной схватки, я швырнула несчастных муми-троллей в дальний угол, потребовала включить концерт Пинк Флойд, и вместе с Дэвидом Гилмором продолжила рожать.
И вот что поняла - во время перерыва между приступами боли я ловила такой кайф от этих незамысловатых вещей (описание книжных приключений, любимая музыка, тепло, мерцание свечей, мужнина рука, плечо и тёплый бок, к которому я прижималась животом).
Это было то "место", куда я возвращалась отдохнуть от схватки, а отдохнув - продышать, прожить, пропеть, прорычать любую вновь-пришедшую. И боль эта, волнообразно накатывающая, пугающая, сметающая тебя, словно цунами, становилась "укротимой". Я принимала её, ныряла в неё, потому что знала,что вынырну в хорошем месте, тёплом, комфортном, безопасном.
Каково выныривать под яркий свет, в стерильность, пустоту и холод, мне удалось понять уже спустя пару часов.
В приёмном отделении роддома я поцеловала мужа на прощание, заполнила кучу документов и отправилась на клизму, я одела бабушкинскую сорочку, шлёпки, пережила осмотр и ещё один осмотр, полежала, привязанная к КТГ, почувствовала, как вводят в вену иголку с катетером ("на всякий случай пусть будет"). Мне прокололи плодный пузырь, и схватки без вод усилились моментально (куда уже сильнее?). Не получалось уже глубоко дышать, не получалось мычать и подвывать, как дома, потому что всегда кто-то что-то со мной делал (проверял раскрытие, снимал показания сердцебиения, опять проверял раскрытие, спрашивал что-то, требовал надевать компрессионные чулки).
И когда, наконец, я осталась один на один с животом и болью, то смогла хотя-бы немножко вернуть себе то странное измененное состояние сознания, когда ты - уже не ты, а медведица в берлоге, волчица, первобытная женщина и древняя праматерь. Я пропустила момент, когда схватки перешли в потуги, я вообще не тужилась в обычном понимании этого слова, врачи, сбежавшиеся на крик "рожаю!", командовали мне "дыши мееедленно, не тужься, вообще не тужься", а девочка Соня стремительно появлялась на этот свет.
Знаю истории, когда девочки мучаются в схватках по двое суток, когда не могут разродиться, когда не хотят кесарево, а приходится ложится на операционный стол, но всё равно продолжаю утверждать, что в любой ситуации главное - принять и отпустить ситуацию (чит. расслабиться).
Расслабиться важно, расслабиться необходимо, потому что это - прямая дорога к завершению родов, так весь процесс получается плавнее, цельнее, и (как не странно) безболезненнее. Расслабиться даже тогда, когда это кажется невозможным и бредовым.
Создавайте себе хорошие условия, комфорт, радость, нужный уровень света, нужный уровень звука,приглашайте или выгоняйте мужа, просите и приказывайте, не стесняйтесь, слушайте Моцарта или Король и Шут, ешьте банан или не ешьте вовсе, пойте, рычите, улыбайтесь, плачте, встаньте на четвереньки или лягте на бок. Делайте всё для собственного комфорта, попробуйте представить то место, куда лично вам хотелось бы вынырнуть. Представляйте это место даже если всё вышеперечисленное невозможно организовать в том родильном доме, куда вы попали...
Моя полная история родов ЗДЕСЬ
О том как я преодолевала страх перед родами можно почитать ЗДЕСЬ
Какие чувства у вас возникают при прочтении этой статьи? Удалось ли Вам расслабиться в родах хоть на миг? Что думаете про присутствие мужа и все эти нововведения и "естественность"? Поделитесь мыслями.