Каждый из нас каждый день сталкивается с необходимостью устного общения. Мы что-то обсуждаем, поддерживаем чье-то мнение, обвиняем и оправдываемся, но во всех случаях одни действуют спонтанно, а другие в соответствии с привычками и способностями.
Для ораторского искусства главным является доказательство, а все остальное - аксессуары, однако многие считают важным применять эмоциональные приемы: вызывать жалость, сострадание, гнев и другое... Если же настаивать на фактах, причинах и следствиях, то такие ораторы становятся бессильными.
Многие считают правильными действия по пресечению эмоционального воздействия, так как эмоции относятся к оппоненту, а не к сути дела, и следствие их влияния похоже на то, как если бы искривили линейку, которую необходимо использовать по назначению.
Очевидно, что правильный метод касается способов убеждений, а убеждение - это некоторого рода доказательство. Доказательства часто базируются на силлогизмах ("Сократ — человек“ и „Все люди смертны“. Силлогизмом этих двух фактов будет „Сократ смертен“), соответственно те, кто обладает лучшим навыком вычисления силлогизмов, имеют лучшие навыки к убеждению. Однако оценка речи, основанной на знании, - дело образования, уровень которого у всех людей разный.
Выходом является умение доказывать как истину, так и обратное истине, тогда доказательство одного и другого позволит опровергать доказательства, не соответствующие истине.
"Сверх того, если позорно не быть в состоянии помочь себе своим телом, то не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом", - писал Аристотель в 4 веке до нашей эры.
Статья первая из цикла по труду Аристотеля "Риторика".