Казалось бы, поступают или совершеннолетние, или почти совершеннолетние люди. Про родителей-бабушек-дедушек и говорить не приходится, взрослые же люди, опытные, и вроде бы им давать рекомендации по процессу коммуникации не стоит. Однако каждый год в период приема люди совершают одни и те же ошибки в процессе общения, и порой из-за несвоевременного вопроса или ответа, недоговорок или непонимания происходят печальные вещи - кто-то не успел сдать аттестат и не попал на бюджетное место, кто-то не попал в приказ "первой волны" и т.д. Давайте разберем на примерах самые частые ошибки абитуриентов и родителей в общении с приемной комиссией.
1. Мания величия
Этим чаще грешат родители абитуриентов. Помню я случай, который произошел лет 10 назад: заходит в приемную комиссию элегантная дама лет 45, садится и, сложив руки на столе, заявляет: "Здравствуйте, я работаю в областной администрации, пришла проконсультироваться по вопросу поступления". Моя опытная коллега задает ей вопрос: "Вы насчет целевого приема?" - "Нет" - "Тогда какое значение имеет, где вы работаете? Или если вы работаете продавщицей в магазине, я вас не проконсультирую?"
Поймите простую вещь: в приемной комиссии за редким исключением работают успешные, состоявшиеся в своей профессии люди, и попытка задавить авторитетом ни к чему хорошему не приведет. Особенно в провинции, где, вполне возможно, представители той же областной администрации учились или работали в этом вузе, или дружат с теми же преподавателями, или сюда поступали их дети и т.д. Можно обсудить вашу работу в контексте будущего образования ваших детей, но не с позиции превосходства.
2. Я - самый умный
Этим чаще страдают дети, которые набрали приличные баллы и/или получили диплом призера какой-либо олимпиады. Именно приличные баллы, потому что те, кто в рейтинге занимает верхние строчки, так не говорят - чаще всего настоящие "самые умные" ребята ведут себя спокойно, скромно или расковано, но без нотки превосходства. Так вот, помните - на каждого самого умного найдется кто-то умнее. Ваши слова о собственном величии услышат ваши же будущие однокурсники и вряд ли после этого вы станете им симпатичны, а ведь вам вместе учиться.
3. Вы мне должны.
Вообще волшебная позиция, приходят как дети, так и родители, искренне убежденные в том, что именно они - центр внимания для каждого, кто рядом. Эти люди не слышат слова "нет", перебивают собеседника, думают, что мир вращается вокруг них. Надо ли говорить, что это не так? Вам никто ничего не должен сверх того, что получат все. Вы - не особенный, вы один из многих. Вам никто не должен звонить и предлагать что-то поменять в вашем заявлении, если вдруг вы не прошли на выбранное приоритетным направление, вас никто не обязан предупреждать о чем-то индивидуально. Есть списки на сайте, есть информационные доски, есть рассылка электронных писем, есть посты в соцсетях и прочее, прочее, прочее. Если вы не считаете нужным следить за процессом своего поступления, это исключительно ваша беда. Вузу-то без разницы, кого зачислить - не принесете вовремя аттестат, зачислят другого, того, кто успел.
4. Неуважение границ.
Это звонки вне рабочего времени, смс в ночи, требование моментального ответа в соцсетях и т.п. Поймите, приемная комиссия работает для вас, но это не только работа с людьми - есть еще рейтинги и списки, объявления и отчеты, встречи с деканами и заседания приемной комиссии, обновление сайтов и наполнение контента в соцсетях, организационные вопросы типа бумаги и принтера, кондиционера и туалета и т.д. Поэтому, если часы работы приемной комиссии обозначены с 9 до 16, это вовсе не означает, что в 16,05 все разбежались по домам - это лишь окончание приема посетителей. Дальше сотрудники работают, и порой очень долго, но не с вами. Постарайтесь в это время их не беспокоить, это для вашего же блага - чтобы вы видели верные списки и точные рейтинги, чтобы ожидание итого приема для вас было более комфортным.
Сюда же отнесу и сообщения в соцсетях с требованием немедленного ответа. Во-первых, если вам дали личную страницу и разрешили писать в ЛС, это уже элемент доверия. Не перегибайте - помните, что человек вряд ли может бросить все и бежать вам отвечать, ведь на работе есть масса дел. Потерпите, если ваш вопрос корректен, вам ответят. И, кстати, почему-то многие абитуриенты не считают нужным написать что-то типа "здравствуйте", задавая вопрос в личку. Меня, например, это немного напрягает - что-то не так либо с их воспитанием, либо с моим.
5. Отсутствие вежливости
Логичное продолжение предыдущего пункта. Вот вам опять история из опыта: несколько лет назад мы с коллегами задержались на работе, часов в 8 вечера раздается звонок. Отвечаю. Звонит бабушка абитуриента, что-то спрашивает. Я ей рассказала все необходимое, она поняла и поблагодарила. Почему так? Потому что она разговаривала очень вежливо и очень доброжелательно, извинилась за поздний звонок и по-человечески попросила помочь. Просто язык не повернулся сказать традиционное "позвоните завтра", настолько вежлива она была.
Резюмируя все написанное, получим простую рекомендацию для успешного общения: уважайте личное пространство и рабочее время, не забывайте о вежливости, и вам, безусловно, ответят тем же. Поверьте, в приемной комиссии понимают ваши страхи и волнение, и люди готовы прийти к вам на помощь, если вы ее просите, а не требуете. Наберитесь терпения, почитайте статьи про поступление здесь (про подачу документов, виды конкурса, разницу между бакалавриатом, специалитетом и профилями, мифы и страхи, доп.баллы, проходной и полупроходной балл). Если остались вопросы - пишите мне в комментарии или соцсети, я обязательно отвечу (хотя, возможно, не мгновенно). И не пропустите новые статьи - скоро напишу про волны зачисления. Терпения вам, вежливости и успешного поступления в вуз мечты! :)