Любителей военной истории интересует масса вопросов, как общих, так и частных. К примеру, как питались экипажи немецких подводных лодок, уходя в длительный рейд. Ведь он мог продолжаться у берегов Африки, США и даже в Индийском океане до 2,5 месяцев автономного плавания. Какой набор продуктов требовалось брать в поход и как он хранился без холодильных камер в условиях повышенной влажности?
Командование Кингсмарине старалось снабжать свой подводный флот качественным продовольствием. Его поставляли на базы базирования со всей оккупированной Европы. В подводные лодки загружали отварное и свежее мясо, копченые колбасы и окорока, сыр, шоколад и мёд, фрукты и овощи. Правда, хранить их в тесных отсеках было сложно. Подводникам чаще всего приходилось питаться консервами.
Подводные лодки, действующие в акватории Атлантического океана, для пополнения запасов продовольствия и воды использовали порты Испании. В ВМС Германии имелись также суда сопровождения. Это та же подводная лодка, специально сконструированная для этой цели. Её называли "дойной коровой". Она встречала боевую субмарину в море и перегружали в неё продовольствие и боеприпасы.
Заготовкой провизии на подводной лодке занимались штурман и кок. Последний должен был быть мастером своего дела – уметь разнообразить ежедневное меню подводников из ограниченного списка продуктов. Первое, что им предстояло сделать, это рассчитать нужное их количество и правильно разместить их в лодке. Это кажется, что она большая. Внутри все пространство занято оборудованием и крохотными местами для отдыха экипажа.
Вот как примерно выглядел запас продовольствия, рассчитанный на 12-недельный поход, на немецкой подводной лодке проекта IX с экипажем в 55 человек:
· мясо – 225 кг
· колбасы – 110 кг
· консервы рыбные – 140 кг
· консервы мясные – 2150 кг
· картофель – 1740 кг
· овощи – 1550 кг
· фрукты – 320 кг
· лимоны – 410 кг
· яйца – 260 кг
· сыры твердые и плавленые – 110 кг
· масло сливочное – 55 кг
· молоко – 780 кг
· чай – 3,5 кг
· кофе – 64 кг
· хлеб свежий – 450 кг
· хлеб консервированный – 650 кг
· запас теста – 320 кг
Здесь не указаны вода и напитки. Вес полного запаса продовольствия и составлял не менее 12,5 тонн.
Странно, что в этом перечне отсутствовали сухари. Ведь их хранить гораздо проще, чем свежий хлеб. Дело в том, что от сухарей в длительном походе у подводников возникали проблемы с пищеварением. Для того чтобы свежий хлеб не плесневел и дольше сохранялся, его поставляли в герметично упакованных металлических банках. К слову, на судах сопровождения подводных лодок имелись электропечи для выпечки свежего ржаного хлеба. Его, вместе с другими продуктами, передавали экипажу.