5,3K подписчиков

Кино, которого больше не будет. Румынские эпики.

2,6K прочитали
Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция
Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция

Сегодняшний зритель, не интересующийся историей кино, удивится: "В Румынии вообще снимают кино?" Еще более он изумится, узнав, что в социалистические времена СРР (Социалистическая Республика Румыния) была важным поставщиком жанрового кино для советских экранов. А между тем киностудия "Бухарест" стабильно выдавала на гора ретро-боевики из эпохи 30-40-х, серию исторических приключений о гайдуках, "революционные вестерны" о похождениях Желтой Розы, вестерны по-румынски о трансильванцах на Диком Западе.

И совсем уж удивительно будет узнать, что маленькая Румыния, одна из самых бедных стран Европы, снимала эпические картины, которые в свое время соревновались в популярности с дефицитными в соцстранах голливудскими "колоссами".

Сегодня - четыре главных румынских эпика из 60-70-х, времен, когда товарищ Чаушеску возвращал румынам осознание исторического величия - в том числе и через самое массовое из искусств.

"Даки" (1967)

Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция
Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция

Идеальный сюжет для пеплума (костюмного эпика из античной истории) - император Домициан желает расширить границы Римской империи и завоевать маленькую, но свободолюбивую Дакию. Однако "дикие" даки полны решимости биться за свою свободу до последнего бойца под предводительством мудрого, благородного и мужественного (а как иначе в патриотическом фильме?) легендарного царя Децебала.

Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция
Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция

Самый известный сценарист Румынии Титус Попович придумал не то чтобы адски оригинальный, но вполне занимательный сюжет, смешав реальные исторические события и вымышленные романтические и мелодраматические линии. Присутствуют и коварные интриги среди римской знати, и трагическая любовь между молодым римским офицером и дакийской девушкой, подлые убийства и благородные поединки.

Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция
Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция

Ну и конечно, какой настоящий пеплум без эпических массовых сцен! Страна небогатая, Румыния тем не менее могла предоставить для "общественно-важного" проекта огромное количество дешевой рабочей силы, статистов, изображающих римские легионы и армию дакийских воинов.

Масштабы съемок впечатляют до сих пор. Особенно когда понимаешь, что это не клонированные с помощью компьютера виртуальные полчища "властелина колец", а реальные живые люди. Марш римских войск, боевые порядки римлян, батальные сцены по размаху были сопоставимы с самыми грандиозными голливудскими постановками. Наиболее зрелищная сцена "Даков" - штурм дакийской крепости, отчаянный бой, в котором даки исступленно бьются насмерть, пока не будут истреблены все до одного. И римляне впервые дрогнут, увидев у "варваров" такую несгибаемую силу воли.

Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция
Кадр из фильма "Даки" (1967), Румыния-Франция

Чаушеску, в первые годы своего правления бывший героем нации, взял курс на возвеличивание румынского народа и его истории. Поэтому историческим боевикам, прославляющим героическое прошлое, был дан "зеленый свет" и оказывалась самая серьезная поддержка. Чаушеску также демонстрировал независимый внешнеполитический курс и открытость миру - отсюда популярные в румынском кино совместные постановки, в то время большая редкость в кино соцлагеря. "Даки" снимались с французами, а одну из главных ролей исполнил красавчик Пьер Брис, настоящая европейская "звезда", знаменитый Виннету из серии вестернов производства ФРГ-Югославии.

В итоге имеем "люкс-продукцию" румынского кинематографа, очень популярную в Советском Союзе. "Даки" (сам тому свидетель) собирали зрителей в кинотеатрах и в 80-е, когда были выпущены в повторный прокат.

"Колонна" (1968)

Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР

"Колонна" является продолжением "Даков", но при этом весьма заметно отличается по динамике и жанровой направленности. Если "Даки" более тяготели к жанру эпического боевика с батальными сценами, коварными убийствами и поединками на мечах, то "Колонна" больше похожа на неторопливую историческую драму.

В начале фильма кончает жизнь самоубийством загнанный римлянами в ловушку царь Децебал. Командир преследователей, римский офицер Тиберий привозит императору (уже не Домициану, а Траяну) голову и правую руку мертвого врага. Активная фаза войны закончена, и император отправляет Тиберия с отрядом солдат основать римское поселение на покоренных землях и начать их обустройство по образцу Pax Romana.

Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР

Собственно, большая часть фильма - рассказ о том, как сложно, а порой и трагично, происходила ассимиляция римлян и даков в один народ, позже ставший современными румынами. Кто-то готов "сотрудничать с режимом", даже смешивать кровь "интернациональными браками", строить новые города по римскому проекту. А кто-то - в первую очередь выжившие сподвижники Децебала - ведут с захватчиками диверсионную войну.

Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР

Однако даже смертельные враги постепенно приходят к пониманию, что кровопролитие пора заканчивать. Сначала Тиберий отказывается уничтожить окруженный отряд своего заклятого врага, ближайшего соратника Децебала, и воспитанного им сына погибшего царя.

А когда на землю Дакии приходят варвары, даки понимают, что перед лицом нависшей угрозой порабощения и истребления нужно объединиться даже с римлянами. Так, на битву с общим врагом римские легионеры и дакийские "партизаны" выходят плечом к плечу.

Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Колонна" (1968), Румыния-ГДР

"Колонна" так же вписывалась в концепцию румынской нации от Чаушеску. В "Даках" были показаны древние истоки национального характера - независимость, храбрость и сила духа. "Колонна" утверждала идею, что, смешавшись с римлянами, даки переняли от них цивилизацию и культуру - и таким образом, современные румыны могут по праву считаться наследниками великой Римской империи.

"Михай Храбрый" (1971)

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971),Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971),Румыния-Италия-Франция

От дилогии об истории античной - к дилогии о временах борьбы за независимость от Османской империи, еще одной эпической странице румынской истории.

Фильм посвящен народному герою Румынии, военачальнику и господарю Михаю Храброму. Легендарный военный лидер XVI века предстает мудрым политиком, выдающимся полководцем и бескомпромиссным борцом за объединение нации и освобождение от турецкого ига.

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция

В главной роли - один из популярнейших румынских актеров, Амза Пелля (он играл и царя древних даков Децебала). В его исполнении Михай - монументальная, величественная фигура, какой и должен представляться исторический персонаж такого масштаба.

Под стать герою-легенде и сам фильм. "Михай Храбрый" - случай поистине уникальный. Это своего рода opus magnum румынского кино, колосс колоссов, эпик эпиков. На дилогии о дакийско-римских войнах румыны, кажется, "разминались", чтобы после "генеральной репетиции" предъявить миру поистине грандиозный проект.

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция

Хронометраж свыше 3 часов, широкий формат, роскошные костюмы и декорации. Фильм не просто масштабен - тогда не удивляли большие исторические постановки. "Михай Храбрый" грандиозен.

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция

Многочисленные массовые сцены не впечатляют - они поражают. Я очень люблю эпические фильмы, пересмотрел почти всю классику, но гигантские массовки "Михая Храброго" могу сравнить разве что с Бородинской битвой из "Войны и мира" Бондарчука. Такое ощущение, что вслед за "большим братом" румыны тоже решили снять свою собственную национальную эпопею, не жалея никаких сил и средств.

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция

Даже сейчас, когда мы видели всевозможноые чудеса компьютерной графики, батальные сцены "Михая Храброго" заставляют ахнуть от удивления. На экране - буквально тысячи статистов в тщательно воссозданных костюмах XVI века. Массовка изумляет как своим количеством, так и отличной координацией действий на экране. Это не просто большая толпа статистов, передвижения войск тщательно отрепетированы и выглядят органично и в высшей степени правдоподобно.

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция

В фильме, идущем более 3 часов, естественно, присутствует и политика, и интриги, верные соратники и подлые заговорщики. Есть даже и романтическая линия. Но все-таки главное - зрелищные эпизоды сражений, по сути дела весь сюжет - это движение от одной эффектной баталии к следующей.

Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция
Кадр из фильма "Михай Храбрый" (1971), Румыния-Италия-Франция

Вывод очевиден - если вы фанатеете от исторических батальных кинокартин, для вас это 100% верный выбор. Без всяких скидок на то, что фильм был снят практически полвека назад. "Михай Храбрый" и теперь не смотрится древним кино-артефактом, для любителей жанра - это must see, как теперь говорят.

"Бессмертные" (1974)

Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР

И снова, как и в случае с античной дилогией, продолжение "Михая Храброго" меняет жанр и тональность. Фильм в два раза короче, несопоставим по масштабу с оригиналом - и в целом представляет собой скорее приключенческий боевик, своеобразный вестерн в антураже раннего XVII века.

Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР

Через 10 лет после злодейского убийства господаря, которым заканчивался "Михай Храбрый", из бывших бравых гвардейцев складывается отряд отчаянных сорвиголов, искателей приключений. Терять им нечего, будущего у них нет - никто не рассчитывает уйти с "большой дороги", остепениться и спокойно встретить старость.

Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР

Поэтому отряд - или скорее банда солдат удачи - все время в движении. Опасные переделки, смертельная угроза на каждом шагу, погони и перестрелки - такова их судьба. И, кажется, они вполне смирились с уделом вечным странников, людей вне закона.

Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР

Так продолжается до тех пор, пока они не обнаруживают запасы оружия, пороха и амуниции времен Михая в одном заброшенном замке. Там же их настигает крупный отряд османских войск.

Снова бежать? Куда? Зачем? И подобно персонажам классических вестернов герои "Бессмертных" решают дать османам последний бой. Бой без надежды и без единого шанса - даже не на победу, а на спасение. А они и не хотят выжить - он хотят стать "бессмертными", заслужив бессмертную славу в этом финальном деле чести.

Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР
Кадр из фильма "Бессмертные" (1974), Румыния-ГДР
Фигуры тиранов всегда вызывают споры - и дела их тоже. Но, парадоксально, иногда самые тоталитарные режимы оставляют после себя большое, эпического размаха патриотическое кино.
Вот и у бедной Румынии, которой и свобода, и членство в единой Европе так и не принесли процветания, есть свое "великое кино о великих войнах". Не так уж это и плохо, в конце концов. Как минимум, для многих поколений кинозрителей.