Каждый человек, хотя бы немного разбирающийся в аниме, знает как Отче наш, фразу «80-ые стали эпохой аниме на аналоговых носителях и рассветом жанра OVA». Эпоха подошла к концу и прошлые десятилетия остались в памяти как время долгоиграющих ТВ-сериалов.
Последние лет пять аниме перешло в эпоху 24-серийных проектов. В итоге каждый сезон выходит всё больше аниме и по 11-16 серий. Несомненно, индустрия идёт по пути сокращения числа серий и сериалам-рекламам манги. Тенденции сокращения в данных условиях должны поддерживаться, но как?
Японцы нашли ответ — короткие серии.
Китайское вторжение.
Естественно, появление 12-16 минутных серий в Японии началось не с Китая и развивалось постепенно, но мы для простоты возьмём за точку отсчета сериал «Нет лекарства для моего брата!». Удивительно, но это аниме с длительностью серии всего в 3 минуты покорило зрителей и было продлено на второй сезон. Сейчас в интернете ходят слухи уже о третьем сезоне, суммарная продолжительность которого едва ли превышает длительность двух серий нормального аниме.
Если в 2016 и 2017 годах такие проекты были малоудачными и выходили штучно, то в прошлом, 2018 году подобные сериалы стали чрезвычайно популярны. В том году вышли: «Алло, это Тэруми» — комедия о девочке, которая не признаёт современные технологии. После подключилась индустрия айдолов и «Девочки дня», где в коротком формате показывалась повседневная жизнь реальных айдолов группы «22/7» в аниме-формате. Летом вышел уже 3 сезон аниме «Покоряя горы», который, начав с первого 3-минутного сезона, к третьему вышел уже ТВ-сериалом с серией по 13 минут. Очевидный прогресс. Осенью жанр сотряс «Продавец книг Хонда» — абсурдная комедия, быстро ставшая популярной среди японцев. Эпизоды длились по 11 минут. Продолжая тему абсурда, в январе 2019 года вышло концептуальное произведение «Умираю, Экода-тян!» — проект, совмещающий себе разные жанры и стили и созданный сразу несколькими авторами.
И наконец, сезон весны 2019 года, который показал направление развития жанра. Во-первых, это площадка для экспериментов. Три сериала с общими чертами: среднее количество серий (11-16), малый метраж (от 3 до 15 минут), жанры: повседневность и оригинальная идея. Первым отметим «Девушка-сэнрю». Здесь неплохая романтическая история имеет один маленький нюанс — главная героиня говорит исключительно японскими трёхстишиями. Второй — «Беззаботная старшеклассница» — вообще не имеет диалогов, акцентируя внимание на эмоциях и чувствах персонажей. Конечно, реализация задумки вышла на 5 из 10, но сам факт воплощения в жизнь подобной идеи из манга удивляет. Последний сериал — «Созерцая колготки», который взбудоражил Твиттер ещё до своего выхода. Этти-повседневность про школьниц оказалась настоящими 5-ю минутами визуального удовольствия.
Казалось бы, эксперименты прошли, но летний сезон снова дарит нам сериалы похожего формата. Вот некоторые из них: адаптация популярной манги «Фокусница-старшеклассница», адаптация свежей манги «Бедствие ли это?». Получат ли эти сериалы продолжение и увеличится ли их хронометраж?
Жанры
Отдельно хочется отметить жанры, чаще всего встречающиеся в формате «10 минут». Во-первых, это еда. На запуске нового мобильного приложения «Для людей, которые смотрят аниме с телефона» было выпущено несколько тайтлов с вертикальной ориентацией, открывшей новые границы для короткометражного аниме. Кроме аниме «Госпожа Чёрный Генерал», «Неполный рабочий день в Организации зла» и ужастиков «Поиск тела» была адаптирована манга «Одинокий гурман» — подражатель некогда мега-популярной в Японии манги «Гурман». Тема еды после этого стала одной из основных в подобных аниме. За 2017-2019 годы вышло несколько аниме про еду и заведения питания с длительностью эпизода меньше 15 минут: «Мэсинума», «Не хотите ли чашечку кофе?» и спин-офф популярной франшизы «Судьба»: «Сегодняшнее меню для Эмии», показавшее, что крупные компании не боятся вкладываться в короткие сериалы.
Как заметил читатель, вторым основным жанром стало этти (когда в аниме встречаются сцены с намеком на эротику). Так как сам по себе этот жанр существовать не может, для привлечения внимания и концентрации внимания зрителя он остаётся лишь частью повседневности. Кроме приведённых выше сериалов можно отметить аниме «Железнодорожный переезд» про наблюдение за школьницами в ожидании проезда поезда.
Эпилог
Таким образом, аниме, где серия не идёт больше 20 минут, в последние годы становится все больше. Последний год продолжает существовать тенденция на 2-3 серьёзных адаптации в таком формате, открывая создателям манга, молодым авторам и экспериментаторам большое пространство для новых идей и возможностей.