Многие хотя бы однажды слышали о 47 ронинах, которые в самом начале XVIII века отомстили за смерть своего господина и затем покончили с собой, совершив ритуальное самоубийство. Последние несколько сотен лет благодаря театру Кабуки, а позднее и кинематографу эта история обросла таким количеством подробностей, что разобраться в ней – уже само по себе подвиг.
Не будет преувеличением сказать, что события 1703 года потрясли всю Японию. Сорок семь самураев, оставшихся без хозяина, – так называемые ронины – совершили нападение на влиятельного даймё Кира Кодзукэносукэ Ёсинаки. Таким образом бывшие самураи отомстили за своего господина, Асано Такуми-но-ками.
До сих пор нет определенности в том, из-за чего вспыхнул конфликт между влиятельными даймё. На этот счет существуют различные версии, начиная от того, что Кира соблазнил жену Асано, заканчивая конфликтом из-за солевых рудников. На сегодняшний день фактом остается одно: в 1701 г. Асано обнажил своё оружие во дворце сёгуна.
Этот проступок карался по всей строгости: Асано был приговорен к смерти и покончил с собой, его клан был расформирован, а имущество конфисковано. В свою очередь Кира наказан не был. Через двадцать два месяца сорок семь преданных вассалов отомстили, убив обидчика своего господина. В результате сорок шесть ронинов (одному удалось избежать наказания) были приговорены к ритуальному самоубийству.
Современному человеку, далёкому от японских реалий XVIII века, приговор может показаться излишне жестоким. Сёгун Токугава Цунаёси (1646–1709), при котором случилась эта история, был известен своим мягким отношением к животным и вошел в историю Японии под прозвищем Собачий сёгун за издание указа «О запрете лишения жизни живых существ». Однако эта мягкость не помешала ему одобрить сэппуку и отправить на смерть сорок шесть мужчин.
В таком решении нет ничего удивительного, ведь с точки зрения японского общества ронинам была дана возможность умереть достойной смертью (обычно возможность совершения сэппуку предоставлялась только очень знатным людям), поэтому решение сёгуната воспринималось в японском обществе как высочайшее благоволение. Тем более что нашлись и те, кто утверждал: ронины должны быть приговорены к позорной смерти через повешение. Дебаты на эту тему продолжались порядка двух месяцев.
Разумеется, сами ронины знали, что так или иначе они отправляются на верную смерть. Ими двигало чувство долга – гири. Американский антрополог Рут Бенедикт в своей работе "Хризантема и меч" (1946) отмечает:
"Гири своему имени – это обязанность сохранять свою репутацию незапятнанной. Она включает ряд добродетелей, некоторые из них могут показаться человеку Запада противоречащими друг другу, но для японцев они – достаточно единое целое, поскольку это долги, которые не являются оплатой полученных милостей [...]. Гири своему имени требует также совершения поступков для очищения от клеветы и оскорбления: клевета пачкает доброе имя человека, и от нее нужно избавиться. Возможно, необходимость заставит отомстить клеветнику, а может быть придется совершить самоубийство; это две крайние формы поведения, между которыми – много вариантов".
Конечно же, эта история, в которой было всё – кровная месть, долг, честь, благородство и тайна – из-за чего все-таки вспыхнул конфликт между знатными даймё? – не могла оставить равнодушным японское общество. В стране появились пьесы и театральные постановки, посвященные этому событию, начали массово выпускаться гравюры укиё-э. Интерес не утихает даже в современной культуре: так, в 2013 году в мировой прокат вышел фильм "47 ронинов" – фэнтезийный драматический боевик Карла Эрика Ринша, в главной роли которого выступил Киану Ривз. К сожалению, в оригинальную историю внесли столько неуместной мистики, что фильм провалился в прокате.
Именно поэтому книга "47 ронинов. Легенда как искусство", которую написал Родион Жирнов, будет интересна всем, кто хочет разобраться в этой запутанной истории и попробовать понять, как все было на самом деле.
Где кончается легенда и начинается вымысел? Как можно объяснить феномен популярности этого сюжета? Какими воины изображались в японской гравюре укиё-э?
Книга не перегружена деталями и балансирует между двумя аудиториями: она будет интересна и специалистам, и широкой аудитории, которая совсем ничего не знает об истории 47 ронинов.
Большое спасибо издательству РИП-холдинг за присланную на обзор книгу и возможность одной из первых рассказать об этой новинке.