За многочисленные взятки дама из высшего общества Чувашии получила лишь условный срок
Ни сторона защиты, ни сторона обвинения в процессе по уголовному делу бывшего директора элитной чебоксарской гимназии №4 Эльвиры Казаковой не стали в установленные сроки обжаловать приговор, вынесенный Ленинским районным судом, и, таким образом, вердикт вступил в законную силу. Конечно, обвиняемой было бы грешно жаловаться на правосудие: за целый букет взяток и различных злоупотреблений она приговорена к условному лишению свободы и даже без штрафа. А вот государственный обвинитель удивил своим примиренчеством. В ходе процесса прокурор требовал назначить обвиняемой пять лет в местах не столь отдаленных, но на «условный» приговор подавать апелляцию в вышестоящую инстанцию не пожелал. Следствие и суд продолжались почти два года, а завершилось дело стремительно, что породило массу вопросов.
Перечень инкриминируемых Эльвире Казаковой статей уголовного кодекса РФ впечатлял. Конвейер по взиманию денег с родителей в элитной чебоксарской гимназии №4 работал беспрестанно. Она признана виновной в получении взятки (3 эпизода), получении взятки за незаконные действия (6 эпизодов), мелком взяточничестве (4 эпизода), злоупотреблении должностными полномочиями (7 эпизодов), мошенничестве, превышении должностных полномочий и служебном подлоге. А в совокупности наказание не отличается суровостью. Ей назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года с лишением права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, на срок 4 года. Подельница Казаковой по одному из эпизодов отделалась символическим наказанием.
Занимались делом Казаковой совместно сотрудники УМВД по Чебоксарам и СУ СКР. Они «накопали», что директор с марта по сентябрь 2017 года получали незаконное денежное вознаграждение на общую сумму более 420 тысяч рублей от 20-ти горожан за прием их детей в четвертую гимназию. Кто-то передавал деньги лично, кто-то перечислял на банковскую карту, кто-то привлекал посредника. Один из родителей частично оплатил заказ на изготовление мебели для квартиры директора, другой приобрел ей моноблок, третий помог со страховкой на автомобиль.
А вообще, к вопросу исполнения должностных обязанностей директор подходила творчески. Например, по просьбе заботливой бабушки распорядилась внести в аттестат ее внучки, закончившей 9 классов, оценки «4» и «5» по целому ряду предметов, хотя средний балл по ним был ниже «4». Бабушка объясняла, что иначе гимназистка не поступит в медицинский колледж, о котором мечтает. Просьбу женщина подкрепила денежной суммой в размере 15 тысяч, перекочевавшей в кошелек Казаковой. Директриса свою доброту объяснила подчиненным тем обстоятельством, что девочка подавлена, думает о суициде.
Учительница начальных классов, допрошенная в качестве потерпевшей, в суде показала, что на основании приказа директора гимназии являлась организатором платных образовательных услуг. В одно прекрасное утро Казакова вызвала ее к себе в кабинет и предложила ей отдавать часть заработной платы ежемесячно в сумме 20000 рублей якобы на нужды школы. Пришлось согласиться, поскольку опасалась, что вообще лишится приработка.
Подобных дел коррупционной направленности в судах республики рассматривается немало. И, как правило, подсудимым приходится несладко. Ветеринарный врач за взятку в 9,5 тысяч был оштрафован на 600 тысяч. А тут удивительная гуманность: условный срок за два десятка преступлений и без всяких финансовых санкций. Не удивительно, что даже среди правоохранителей возникло убеждение: мол, без вмешательства высокопоставленных персон здесь не обошлось.
«Крови не жаждем, но все должны быть равны перед законом, – заявил «Правде ПФО» источник в правоохранительных органах. –А в данном случае проявлена удивительная гуманность. Все улики, включая видеозаписи, налицо, а обвиняемая упорно отрицает свою вину, то есть, и речи нет о раскаянии. Ей говорят – вы же конверт получили, деньги оттуда достали и в сумочку положили. А она – конверт брала один, а деньги доставала из другого. Что-то вроде фокуса проделала. В ходе следствия вину признавала, а на суде пошла в отказ. Есть предположение, что очень надеялась на влиятельных заступников. В частности, ее еще с юности связывают дружеские отношения с вице-премьером – министром финансов Светланой Енилиной».
Прямых доказательств таким утверждениям, конечно, не найти. Ну росли девушки в соседних деревнях, ну общались тесно в зрелом возрасте. Ничего крамольного в этом нет. А проблем у Енилиной хватает и с другими не чужими ей людьми. Давняя наперсница Ирина Клементьева на прошлой неделе получила пять лет реального лишения свободы. Родная сестра Маргарита Замчинская который месяц пребывает под арестом. Будь у Енилиной реальные рычаги воздействия на правосудие, она бы, наверное, не преминула их использовать и в этих случаях.
С другой стороны, министру тоже надо подумать о том, почему рядом с ней все больше пробоин. Неужели подруги возлагают на нее чрезмерные надежды: мол, Светлана Александровна, чье влияние, кажется всепроникающим, выручит в любом случае? И общение у них действительно было тесное. На всех мероприятиях «Единой России» блистает Енилина, тут же рядом секретарь городского политсовета партии Клементьева и член регионального политсовета, координатор проекта «Школьный спорт» Казакова также в очень элегантных нарядах. Кстати, неприятности Клементьевой начались с незаконной аренды помещений именно в гимназии №4 у Казаковой, отсюда при проверках потянулись ниточки к различным злоупотреблениям в компании «Чувашия-Мед».
При вынесении приговора суд счел смягчающим то обстоятельство, что в ходе в следствия Казакова частично признавала свою вину. Но на судебном процессе те свои показания она не подтвердила. В пользу подсудимой сыграли и многочисленные награды. В числе прочих у Казаковой есть грамота от президента ЧНК Николая Угаслова «За заслуги перед чувашским народом». Но как тут не вспомнить, что Герой России Евгений Борисов по обвинению во взятке в 150 тысяч рублей офицеру полиции несколько лет провел за решеткой, да еще на него наложили штраф в 10 млн.
«Правда ПФО» поинтересовалась в прокуратуре республике на предмет того, почему гособвинение не обжаловало приговор Казаковой в вышестоящей инстанции. Изданию ответили в том духе, что апелляция, как правило, подается в случае каких-то процессуальных нарушений, а наказание суд выносит по своему усмотрению. «Могу привести массу примеров, когда прокуратура обжаловала приговор именно по причине его необоснованной мягкости, – заявил «Правде ПФО» первый вице-президент Гильдии российских адвокатов Юрий Кручинин. – В данном конкретном случае влияние на суд со стороны исключить нельзя. Уж слишком разителен контраст по сравнению с аналогичными делами. Но не думаю, что в гимназии №4 творилось нечто особенное. Похожие примеры, наверное, можно найти и в некоторых других учебных заведениях города».
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото cap.ru