Индия и Япония собираются помочь Шри-Ланке развивать порт Коломбо, что вызывает предположение о вызове инициативам Пекина по развитию инфраструктурных программ в странах Индо-тихоокеанского региона. Это, как подчеркивают западные аналитики, тот самый случай, когда две страны совместно бросают вызов китайскому влиянию в регионе. Трудно переоценить значение недавнего соглашения между Индией и Японией о помощи Шри-Ланке развивать свой порт Коломбо.
В рамках сделки по развитию Восточного контейнерного терминала Портовое управление Шри-Ланки сохранит за собой 100-процентное владение инфраструктурой терминала, в то время как правительство Шри-Ланка будет владеть 51-процентной долей в терминальной операционной компании, а индийско-японское совместное предприятие сохранит за собой оставшиеся 49 процентов. И сроки сделки, и ее условия бросаются в глаза западным экспертам. В конце концов, Шри-Ланка все еще страдает от своего последнего опыта обращения к более крупному азиатскому соседу за помощью в развитии инфраструктуры, когда, пытаясь погасить свои долги Пекину, она была вынуждена передать порт Хамбантота и 15 000 акров земли Китаю в 99-летнюю аренду.
Этот эпизод, который породил претензии Пекина к Коломбо, использовал инициативу «Один пояс – один путь» в качестве инвестиций в форме «долговой дипломатии». Он был не просто болезненным для Шри-ланкийцев, которые были вынуждены смириться с потерей суверенитета, но, и напугал Индию, которая увидела, что контроль над стратегически рядом расположенной территорией (всего в нескольких сотнях миль от ее берегов) был передан в руки одного из ее величайших соперников. Таким образом, новость о том, что Индия объединилась с другой мощной экономикой Азии, чтобы предложить Шри-Ланке сделку относительно порта Коломбо – сделку, которая (в отличие от Хамбантоты) демонстративно оставляет общий контроль в руках Шри-Ланки, неизбежно породила предположение, что Индия и Япония мотивированы желанием отодвинуть китайское влияние и, возможно, даже взять на себявсю ответную реакцию со сторны китайского лидера Си Цзиньпина.
Япония и Индия заявили, что проект не должен рассматриваться как противодействие инициативе «Один пояс – один путь», но некоторым скептически настроенным экспертам трудно в это поверить, особенно учитывая, что Китай также финансирует проекты развития в порту Коломбо. Другие эксперты предполагают, что совместный проект лучше рассматривать как пример Японии и Индии, бросающих свою «шляпу в инфраструктурное кольцо», а не как прямой вызов Китаю.
Случай с портом – не единственный пример индийско-японского сотрудничества в области инфраструктуры. Две страны также сотрудничают в создании дизельной электростанции на Андаманских и Никобарских островах. Эти острова, наряду с некоторыми частями северо-восточной Индии, были единственными ее частями, которые находились под контролем японцев во время Второй мировой войны. В этом есть определенная символика.
Существуют различные причины, по которым такие связи между Индией и Японией имеют смысл на данном этапе. Одна из них это личная химия между двумя лидерами. В Индии вновь переизбран премьер-министр Нарендра Моди, который теперь имеет еще большее большинство в парламенте, чем раньше, и имеет связь с Японией, которая восходит к тому времени, когда он был главным министром провинции Гуджарат. У него сложились прекрасные рабочие отношения с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, и они, скорее всего, продолжатся.
Японо-индийское партнерство расцвело под руководством двух лидеров. Оказывая редкую честь, Абэ принял Моди в своем доме отдыха в префектуре Яманаси во время его недавнего визита в Японию в октябре прошлого года в рамках ежегодного двустороннего саммита. Абэ был одним из первых, кто поздравил Моди с переизбранием, и они снова встретились в Осаке на саммите G20. Позже в этом году, в Индии состоится ежегодный двусторонний саммит. При этом, чаще всего, лидеры двух стран обсуждают те моменты, в которых Индия и Япония могли бы помочь друг другу. Например, в то время как новое индийское правительство рассматривает создание рабочих мест как очень большую для себя проблему, японские инвестиции могут помочь создать как новые отрасли промышленности, так и новые рабочие места. В свою очередь, Япония с ее стареющим населением могла бы эффективно использовать огромный резерв подготовленной рабочей силы Индии.
Общие интересы двух стран выходят за рамки сфер в инфраструктурных областях. Обе страны заинтересованы в балансировании растущего влияния Китая на морской арене, и именно с этой целью их вооруженные силы в прошлом месяце приняли участие в совместном прохождении Южно-китайского моря. Рядом с ними проходили и филиппинские суда. Пекин претендует на подавляюще большую часть акватории моря в качестве своей суверенной территории. Но эти претензии оспариваются его различными соседями. Филиппинский президент Родриго Дутерте склоняется к более мягкому подходу в отношениях с Пекином. Но присутствие как японских, так и индийских судов в Южно-китайском море предполагает растущую близость Индии с Соединенными Штатами, что может помочь укрепить связи с Японией как долгосрочным союзником Вашингтона.
Япония придерживается политики «свободного и открытого Индо-тихоокеанского видения», а Индия – политики «действия на восток». Для Японии Индия является важной частью ее видения Индо-тихоокеанского региона, где Токио развернул свой вертолетоносец JS Izumo и эсминец JS Murasame. Абэ давно говорил о необходимости прочных связей в Индо-тихоокеанском регионе – еще в 2007-м году он выступил с эпохальной речью в индийском парламенте под названием «Слияние двух морей».
Лидеры двух стран имеют сильную политическую поддержку в своих парламентах, что дает им возможность осуществлять смелые шаги. В Индии, партия Моди стала еще более мощной после выборов. Он обеспечил 303 места в нижней палате индийского парламента (Лок Сабха), улучшив свои показатели по сравнению с 2014-м годом, когда он выиграл 282 места. Это дает Моди огромное пространство для маневра и возможность принимать жесткие решения, как на внутреннем, так и на внешнем фронтах. В Японии Абэ пользуется высокими рейтингами одобрения, и у него нет твердой оппозиции.
Оба лидера уже продемонстрировали признаки укрепления сотрудничества в области обороны, причем обе страны работают над соглашением о совместном использовании материально-технических средств, которое способствовало бы повышению оперативной совместимости между их силами обороны. Индия подписала аналогичный договор с США, известный как LEMOA (Logistics Exchange Memorial of Agreement). Такие шаги имеют важное значение с учетом прежнего стремления Нью-Дели к тому, чтобы его считали неприсоединившимся. При Моди, похоже, Индия становится многоуровневой.
Со своей стороны, Абэ отказался принимать у себя президента США. Но, Дональд Трамп знает, что прочные связи с Индией во главе с Моди могут пригодиться Японии, особенно в тот момент, когда Вашингтон или Пекин закрутят гайки в отношении Токио, будь то на торговом или оборонном фронте. Несомненно, подобные расчеты будут проводиться и в Нью-Дели. Что возвращает рассуждения о взаимоотношении двух стран к недавним их совместным инвестициям в Шри-Ланку. Возможно, еще слишком рано говорить о том, является ли этот шаг серьезной попыткой противостоять инициативе «Один пояс – один путь» и китайскому влиянию, или это просто случай, когда страны бросают свои «шляпы в инфраструктурное кольцо». Пока придется ждать и смотреть, попробуют ли Токио и Нью-Дели ту же совместную формулу в другом месте или другой сфере.