В начале 60-х постепенно уходила классического вестерна. Общее их количество упало до 11 картин в 1963 году, тогда как за 10 лет до этого в год выходило под сотню жанровых фильмов. Старые звезды вестерна Уэйн, Стюарт, Фонда старели. Новых появлялось мало. Центр развития жанра переместился в Италию, где стараниями Серджио Леоне расцвел спагетти-вестерн.
Зрителей пытались привлечь мультизвездностью постановок ("Как был завоевания Запад"), большим количеством действия ("Профессионалы"), усилением юмористического элемента в жанре ("Поддержите своего шерифа").
Одним из последних оплотов классического вестерна становится Джон Уэйн. Он снимается в снятых в традиционном стиле картинах Ховарда Хоукса и Берта Кеннеди. В 1969 году он даже получает Оскар за лучшую мужскую роль в "Настоящем мужестве". Жанр менялся, Уэйн не хотел менятся с ним. В 1976 он сыграл в "Самом метком" Дона Сигеле свою последнюю роль умирающего от рака старика-ганфайтера.
Одним из немногих режиссеров, продолжавших работать в жанре стал Сэм Пекинпа. Он ставил на насилие. Его "Дикая банда" (1969) приучает Голливуд к рапидной постановке экшен-сцен, а режиссер получает прозвище Кровавый Сэм. В 70-х он снял две элегические притчи об уходе Старого Запада "Баллада о Кэйбле Хоге" (1970) и "Пэт Гаррет и Билли Кид" (1973).
Вслед за ним в жанр приходят режиссеры нового поколения, показавшие реальный мир Дикого Запада, жестокий и неприглядный. Возник ревизионистский вестерн, нарушавший все каноны жанра, взорвавший его мифы и эстетику. "Маленький большой человек" (1970),"Маккейб и миссис Миллер"(1971), "Скотоводческая компания Калпеппера" (1972) нарушают традиционный оптимизм вестерна натуралистичным показом неприглядных фактов жизни эпохи фронтира.
Хороших картин выходит еще достаточно много. Новыми звездами жанра становятся Клинт Иствуд, Пол Ньюман, Чарльз Бронсон, Джеймс Гарнер. Постепенно всех захватывает тема смерти вестерна. Гибнут герои-одиночки, которые пытаются не быть как все. Их подавляют, безжалостно уничтожая. Умирают ведущие актеры и режиссеры жанра: Джон Уэйн, Джон Форд, Делмер Дейвз, Генри Хатауэй.
Ведущие звезды жанра Клинт Иствуд и Чарльз Бронсон уходят в криминальные и полицейские боевики. В 1980 году выходят "Скачущие издалека" Уолтера Хилла, очередная вариация истории банды Джесси Джеймса, решенная в жанре боевика. Много стрельбы, лошадей, благородные робингуды против подлых железнодорожных магнатов.
Одним из тех кто едва не похоронил жанр стал режиссер Майкл Чимино. В том же 1980 году он выпускает грандиозную 4-часовую сагу о скотоводческой войне в Ваймонге в конце 19 века. "Врата рая" стали одним из самых громких провалов Голливуда, а вестерн объявляют устаревшим жанром, не имеющем успеха у зрителя.