Найти тему

Чему мы научились у дельфинов: проекция их поведения на людей

Оглавление

Дельфины - поистине умные и грациозные создания. Их поведение настолько рациональное, что некоторые его модели проецируют на людей. Человек – это стадное животное и даже самые асоциальные индивидуумы нуждаются в обратной связи с другими людьми.

Во время тренировок дельфинов в аквариумах были замечены особенности, которые в дальнейшем сравнивали с человеческими повадками. В 95% случаев метод работает и на людях.

Что заметили у дельфинов

Дельфины живут в бассейнах, которые разделяют на две части:

1. тренировочная часть;

2. место их постоянного обитания.

Основной трюк дельфина – это прыжок из воды через препятствие или в кольцо. За это действие он всегда получает рыбу. Обучение трюку происходит по следующей схеме:

1. В месте, где дельфин выплывает с места своего постоянного обитания, ставят небольшой турникет. Когда дельфин проплывает под ним, ему дают рыбу. В противном случае дельфин остается без вознаграждения. Проплывая каждый раз именно под турникетом, он снова получает рыбу – так формируется условный рефлекс.

2. Далее, когда у дельфина появляется первое понимание, что рыбу нужно заслужить таким способом, турникет поднимают выше, но рыбу он получает в случаях, когда он плывет над турникетом. Учитывая ум животного, такое понимание приходит за несколько часов.

3. Когда у дельфина есть четкое понимание цепочки «действие-награда», он рыщет по всему бассейну, и как только проплывает сверху над перекладиной - снова получает рыбу. Так происходит до тех пор, пока перекладина не начинает выступать над водой и дельфин должен её перепрыгнуть.

Обучение происходит очень быстро. Всего за одну-две недели вы получаете тренированное животное. Все бы ничего, но дрессировщики заметили, что когда во время выступления люди, находящиеся возле бассейна, начинали аплодировать или восхищаться животным, дельфин выполнял все трюки снова и даже без рыбы, он прыгал выше и был заметно веселее.

Так появилась теория о том, что обратная связь с животным несет более сильную мотивацию, чем пищевая награда.

Применение принципа дельфина в коллективе

В трудовом коллективе есть проактивные и пассивные работники. Первые всегда полны идей, действуют во благо компании, стараются внести полезные изменения или дополнить рабочий день чем-то новым. Второй тип всегда опирается только на указания сверху.

Для разной работы следует подбирать человека по его активности, например, если необходим секретарь, то ему не нужно что-то придумывать, а просто выполнять работу, которая поручается руководством.

Если же вам нужен активный человек с новыми идеями и постоянным рабочим запалом, вспомните о принципе «дельфина». Чем больше вы ведёте с ним разговор после его достижений, хвалите и поощряете «аплодисментами и восторгом», тем более продуктивным становится его работа, а отношение к руководству меняется в сторону глубокого уважения и почтения.

-2

Даже если проактивный человек выполнил задание по-своему, и это привело к плохому результату, разговор перед наказанием следует начинать с поддержания его порыва к изменениям или креативности. А дальше необходимо идти по плану: серьёзный разговор, предупреждения и т.д. Если же начать сразу с плохого, то дождаться инициативы от такого сотрудника станет намного сложнее.

Можно выполнить нехитрый психологический прием. Начинайте хвалить работника, а затем вместо слова «но» употребите связку «и» или «а». Например: вы сегодня постарались выполнить задание, а/и в следующий раз попробуйте сделать по-другому.

По вышеописанному принципу нужно подбирать персонал на работу. Где нужны креативные, инициативные люди – берёте активных и поддерживаете их по мере необходимости, где нужно строгое выполнение инструкций – пассивных, которые работают, не ожидая похвалы или поощрения.