Конец 90-х, а особенно – начало двухтысячных годов по всему миру сопровождался повышением роли религии. Особенно это коснулось стран бывшего СССР, где ранее советская власть притесняла верующих всех конфессий.
Причем, у нас люди сильно подзабыли – как это, быть религиозным человеком и нормально взаимодействовать с остальным обществом. Поэтому все стали требовать себе привилегий от государства. И получили их.
Но были и те, кто требовал большего и старался подчинить собственным нормам и правилам всех окружающих людей. Это нормально воспринималось обществом, если такая конфессия была для него традиционной и привычной.
Но вот, например, для стран Европы мигранты из Азии и Африки, чаще всего принадлежащие к исламской религии, стали значительной проблемой. Они не желали ассимилироваться и старались жить согласно своим традициям. В чужом, что интересно, государстве.
В России с мусульманами особых проблем не было, ведь общество там было крайне пестрым всегда. А вот малахольные европейцы сильно переживали. Настолько, что впервые с сороковых годов тут начали появляться националистические движения, ставящие целью ограничить миграцию. Градус общественного накала нарастал.
Удивительно, но в Украине таких проблем практически не было. К мусульманам тут относятся довольно неплохо и совсем их не боятся.
Причин тому несколько.
В Незалежной основная часть приверженцев ислама до весны 2014 года состояла из крымских татар. Как русские и украинцы, они относятся к религии скорее, как к части народных традиций. Фанатиков среди них нет, обряды они исполняют тихо и мирно, никому не мешают. Выпендриться не пытаются и напоказ ничего не выставляют.
К тому же, в сороковых годах 20 века, татары указом Сталина были депортированы в Среднюю Азию. Забыть это они не могут до сих пор и винят во всем россиян. А украинцев, наоборот, считают своими союзниками. Поэтому, их версия ислама, обращена, скорее, против России, чем против Украины.
Вторая часть украинских мусульман – это приехавшие сюда еще в советское время люди. Многие из них сильно ассимилировались, ведь у нас сложно было найти для брака девушку подходящей национальности. Другие просто привыкли, что в жизни украинцев религия не играет большой роли.
Тем более, что, они все же, приезжие. Претендовать на особое к себе отношение нет политических и исторических оснований.
Третья группа – это люди, приехавшие уже в годы независимости. Очень часто это были бывшие россияне, чего-то не поделившие с тамошней властью. Две чеченские войны вызвали несколько миграционных волн, а первой на пути стала именно Украина.
С ними проблем тоже нет. По той же причине, что и с татарами. У себя на родине они находились в оппозиции, если не политической, то моральной. А нынешняя киевская манера во всем противопоставлять себя России и провоцировать с ней конфликт стала для таких, как бальзам на душу.
Есть еще одна причина, но она, скорее, относится к самим украинцам. Начиная с первого Майдана тут бурно расцвел национализм. Его адепты, с одной стороны, всегда могут доказать не местным свою правоту насилием, а с другой – готовы взасос целоваться с теми, кто не любит Россию.
Пусть это даже и совсем далекие им мусульмане.