Найти в Дзене
Platforma

Школьники рассказывают, как создавали свои стартапы

Оглавление

Поговорили с Михаилом Козенко — молодым бизнесменом, который, будучи школьником, открыл собственное производство 3D-принтеров «ВолгоБот». Узнали, как с нуля создать свой проект, собрать команду и поднять на уровень инженерию в Волгограде.

Как самому сделать принтер

Я с детства увлекался техническим творчеством. В какой-то момент узнал о 3D-принтере, который может помочь делать детали без напильника, и это стало моей мечтой. Сначала я хотел купить такой, но потом решил сделать его сам, а после понял, что это само по себе интересно.

Сначала занимался 3D-печатью в своё удовольствие, потому что нравилось инженерное дело в целом. Увлекался инженерным 3D-моделированием и черчением, изучал расчеты, ездил на конкурсы и конференции, общался с людьми в этой сфере.

И по мере этого общения пришёл к выводу, что не получу возможности творческой самореализации, будучи наёмным рабочим.

В чём и убедился, когда год проработал в одной организации техническим специалистом.

Узнал об открытом проекте RepRap— принтеров, которые могут печатать некоторые детали сами для себя, изучил уже существующие проекты и начал творить.

Изначально детальная база сильно совпадала с существующими проектами, сейчас же мы от этого почти отошли.

Свой первый принтер я делал один ещё в 8 классе, тогда на это понадобились летние каникулы. Тяжело было, но зато интересно. Я до сих пор не могу понять, кто я больше — инженер или предприниматель. Но без занятия инженерным делом я не проживу.

Как появился «ВолгоБот»

Производство начинал с относительного нуля после 9 класса. У меня было 40 тысяч, которые я сам заработал, и этого было достаточно, чтобы сделать опытный образец.

Ну а дальше пошли предзаказы, для которых пришлось освоить холодные звонки. Первые покупатели боялись брать у нас принтеры, поэтому при работе по предзаказам конверсия всегда ниже.

-2

Начинал я один, люди в команде появились уже после того, как я продал первые 5 штук и официально зарегистрировался.

Поначалу немного помогали родители, когда у меня были завалы, хотя и относились к моему занятию со страхом.

Первые люди в команде — были мои пятеро одноклассников, из которых на данный момент остался только один.

Себестоимость самых первых принтеров была 40 тысяч, продавал сначала за 60. Но эта цифра зависит не только от материалов и комплектующих, а ещё от помещения, оборудования и его амортизации, оплаты труда, налогов и взносов.

Само собой, как только это всё появилось, себестоимость сильно изменилась и цена тоже. На упомянутую модель к моменту прекращения продаж цена составила 100 тысяч.

Для чего и кому нужны принтеры

Сейчас наши принтеры стоят 150 тысяч, поскольку мы много над ними работали. Они сильно отличаются от того, что можно найти на рынке за эту цену, причём речь идёт уже о мировом рынке, есть промышленные принтеры, у которых имеются дополнительные системы для печати тугоплавкими и жаропрочными полимерами, их стоимость начинается от 700 тысяч.

-3

Мы провели большую работу, чтобы тот же результат можно было уложить в существующую цену. Это благодаря как новым техническим решениям, так и технологическим.

С этим принтером мы рассчитываем сильно вырасти и побороться на зарубежном рынке.

Как пример, принтеры особо полезны там, где нужно сделать мелкую серию, либо единичные экземпляры деталей.

Продукт у нас покупают: вузы, кружки детского технического творчества, ЦМИТы, Фаблабы, макетные мастерские, конструкторские бюро и стартапы, для которых единственным рентабельным способом изготовления деталей является 3D печать.

Собственно говоря 3D печать — термин достаточно обывательский. Более правильно стоит называть — аддитивное производство. По сути, своей противоположностью этим технологиям лежит группа субтрактивных технологий. Разница между ними в том, что в субтрактивном производстве есть заготовка и из нее вынимается материал, это например: точение, резка, фрезерование. А в аддитивных технологиях материал в жидком виде или в виде частиц наносится послойно и в итоге получается деталь. Наш принтер работает по технологии FDM, он плавит пластик в виде лески и наносит его послойно.В результате можно получать достаточно широкий спектр пластмассовых деталей. Начиная от фигурок и предметов быта, заканчивая шестернями.

У нас продажи по всей России, в основном Московская и Ленинградская области, самый далекий принтер в Магадане. Было даже несколько продаж в Лондон.

Команда из студентов

Наша команда состоит полностью из студентов. Мы сейчас осознанно отказались от своего помещения и перебрались в Политех ради того, чтобы там организовывать студенческую проектную деятельность.

Я не могу назвать точного количества ребят в команде, поскольку те люди, которых мы обучаем, в той или иной мере принимают участие и в нашем проекте. Так что мне сложно определить границу между теми, кто только помогает и уже работает у нас.

-4

Производственный же процесс завязан непосредственно на моей команде, и его мы никому не доверяем.

Условия таковы, что этот вуз (ВолгГТУ — прим.ред.) готов сейчас развивать проектную деятельность на высоком уровне, но нужны люди, которые готовы этим заниматься.

А кто может лучше связать универ, студентов и бизнес, как не сами студенты, которые занимаются бизнесом уже сейчас. Поэтому мы и пришли туд

Вопреки устоявшемуся мнению, работа выполненная студентом — это не способ сэкономить деньги на зарплате. Студенты изначально не способны выполнить качественно работу, которая востребована на рынке.

Важно, что студент, начиная с малого и допуская кучу ошибок, набирается опыта. И уже к завершению магистратуры или даже бакалавриата способен взять идею и довести её до конечного изделия. Чем сейчас мало выпускников региональных вузов могут похвастаться.

И вот здесь уже наш интерес, поскольку у нас остро стоит вопрос о кадрах, особенно в разработчиках. Так как мы сейчас начали разработку технологии 3D печати, аналогов которой ещё не существует, а для этого требуются огромные ресурсы.

«Мы помогаем студентам, которые хотят чем-то заниматься»

Мы надеемся так привлечь людей, ну и заодно сделать полезное дело для региона, поскольку, само собой, мы никого не принуждаем идти к нам, и наоборот, предлагаем начать что-то своё.

Мы находим инициативных студентов и даём им работы. Либо, если у них уже есть какой-то проект, выделяем человека, который становится их профессиональным наставником. Он подсказывает ребятам, как сделать лучше, следит за их прогрессом. Причем, те работы, которые мы даём, не только наши. Это могут быть работы от других студенческих проектов, либо от университета. Таких даже большинство, поскольку у нас сейчас многое под завесой коммерческой тайны.

-5

По сути, мы выступаем связующими между разными компаниями и инвесторами, студентами, которые хотят чем-то заниматься и уже занимаются.

Также выделяя личных наставников, которые помогают пройти этот путь, избежав серьезных проблем.

Почему производство в Волгограде

Никакой материальной выгоды мы в вузе не получаем. То есть, наши затраты на то, чтобы заниматься этой деятельностью, примерно соразмерны тому, что мы сейчас там располагаемся. Скорее, это было сделано для того, чтобы эту деятельность было легче совмещать с учёбой, поскольку все рядом.

Но это временно — на 2-3 года, поскольку мы планируем организовать свой отдел, который будет заниматься только работой со студентами и останется в ВолГТУ, а мы пойдем дальше.

-6

Я и сам сейчас учусь в Политехе на втором курсе специальности «Автоматизация технологических процессов и производств».

Работа, конечно, мешает учёбе, но мне интересно учиться и поэтому ниже оценки «4» никогда не опускаюсь. А до того, как всем этим занялся, в школе был абсолютным отличником.

У меня была возможность поступить в лучшие московские вузы на бюджет и перевезти туда бизнес, но я отказался от этой идеи. Во-первых, мне не особо нравится столичная суета. Во-вторых, я сейчас без проблем могу летать туда, когда нужно. В-третьих, производство здесь держать дешевле. Хотя с той оговоркой, что некоторые вещи у нас в регионе стоят дороже, чем в Москве — например, металлообрабатывающие б/у станки.

Новые проекты и перспективы

Сейчас мы заканчиваем новый принтер и начинаем его продвигать. Поставили задачу выйти с ним на европейский рынок. На перспективу — развиваем вопрос кадров для себя и всего региона. Автоматизируем свои процессы и побочно открываем направление автоматизированного металлообрабатывающего оборудования. Также разрабатываем новую технологию 3D печати.

-7

У меня ещё есть несколько масштабных идей, которые можно будет реализовать, имея достаточно производственных ресурсов. Но, пожалуй, пока умолчу об этом.

Что-то буду реализовывать и в других местах, но центр хочу оставить в Волгограде. Сейчас здесь практически ничего нет, но так даже интереснее. Поскольку подобные проекты на данный момент в нашем городе практически никак не развиваются.Они не успевают здесь даже на ноги встать, как уже уезжают куда-то в другое место. И тому есть свои причины, с которыми мы тоже всячески боремся.