20-е закончились противоречиво.
Блеск
В 1929 году получили потомство не только от "обычных" соболей, куниц и норок, но от тигров, львов, пантер, леопардов, рысей, песцов, барсуков. Справа от входа построили искусственные норы для дикобразов.
Впервые открылся "муравьиный остров" - на Новой территории. В числе прочего там были стеклянные ульи, позволяющие наблюдать за жизнью пчел.
Именно в Зоопарке была решена загадка размножения соболей.
.... и нищета
Для обследования Зоопарка была направлена специальная комиссия. И она нашла много интересного.
"Ограниченная пропускная способность, а ведь в воскресные дни число посетителей достигало 30000 человек!"
"У слона очередь в 1000 человек, стоят и ждут по часу"
"В попугайник совсем нельзя пролезть, это – крошечный ветхий деревянный домик, находящийся на задворках".
А причины были выявлены такие
"нет настоящего политруководства"
"фабзавместкомы допускают самотек, а не организованное посещение зоопарка"
"отсутствуют боевые темпы в развитии научных работ"
Новое начальство
Вскоре был назначен новый директор - Л.В. Островский. Перед приходом в зоопарк возглавлял отдел музыки, эстрады и цирка.
Он быстро нашел корень зла.
"Среди кадров Зоопарка имеется значительная засоренность чуждыми элементами; притупленность классовой бдительности у руководства Зоопарка привела к тому, что в Зоопарке нашли себе приют явно антисоветские элементы".
Последовали кадровые чистки. А за ними - война в коллективе.
Раскол
В газете "Известия" 1 сентября 1937 года появляется статья "Зоологические нравы директора зоопарка", подписанная – "Группа работников Московского зоопарка". Там говорилось, что Л.В. Островский превратил зоопарк в балаган, завел балет и оркестр, от громкой музыки которого шарахаются и калечатся звери.
Далее в статье говорилось, что Л.В. Островского интересует лишь заработок, который можно повысить, привлекая публику экзотическими и крупными животными, поэтому сотрудники зоопарка обвиняют директора в гигантомании.
Через день в "Известиях" был опубликован ответ - под названием "Вражеское гнездо в Московском зоопарке". В ней недвусмысленно поддерживалась позиция директора, а также делался акцент на "засоренности Зоопарка чуждыми людьми", среди которых – "бывшие попы, дворяне, торговцы, помещики, бывший жандармский полковник".
Последовали дальнейшие чистки.
Неожиданный поворот
Но - вместо уволенных сотрудников Л.В. Островский приглашал зоотехников с высшим образованием - в том числе и в руководство. В нем легко было видеть негодяя - но он по-своему придал в Зоопарку второе дыхание.
Развитие зоопарка пошло по нескольким направлениям: улучшению экспозиции и обогащению коллекции, усилению научной работы, изменению внешнего вида парка благодаря начавшемуся-таки строительству и реконструкции.
В 1936 году старый вход в зоопарк был заменен новым, прозрачным, - как считали - больше гармонирующим с перестраивающейся Москвой.
"Старый мрачный слоновник" был заменен новым, со «Слоновой горкой» и большим водоемом для купания слонов. Он просуществовал вплоть до 1990-х годов.
Были построены бассейны для бегемотов, морских львов, тюленей, новые помещения попугайника и ветеринарной лаборатории, возведена экспозиция для пингвинов.
Только вперед!
Журналисты прошлого - как и сегодняшние - любили радовать москвичей новостями о прибытии животных. 8 августа 1939 года в "Вечерней Москве" появилась заметка "Жираффа в зоопарке" (раньше жирафа называли именно так): "Зоопарк получил вчера ценное пополнение – из парижского зоосада прибыли 26 редких хищных зверей, копытных животных, обезьян и птиц. Особенно заинтересует москвичей жираффа – этого красивого, в светло-коричневых пятнах, животного давно не было в зоопарке".
Благодаря подъему научных исследований, особенно - прекрасной работе ветеринарной лаборатории, удалось снизить падеж животных в 4 раза. В 1938 году перестали гибнуть птицы от авитаминоза, "изжит и рахит у страусят".
Летом 1938 года в зоопарке впервые был поставлен опыт по совместному содержанию молодых животных разных видов – лисицы, енотовидные собаки, шакалы, барсуки, львы, волки, динго, медведи, резусы.
На грани утопии
К 1941 году Московский зоопарк был лучшим в стране. Как вспоминает Галина Григорьевна Богданович, старейший сотрудник зоопарка, - "В 1941 году коллекция животных Московского зоопарка была лучшей в стране: слоны, среди которых выделялся великан Шанго, бегемоты, тапир, красавец жираф Вилли, шимпанзе, многие виды антилоп, оленей, большая коллекция птиц. Регулярно размножались эму, очковые пингвины и многие другие представители животного мира. Прекрасная коллекция было в Террариуме".
Тогда еще не знали - что скоро Шанго придется тушить зажигательные бомбы.
Подписывайтесь - и узнавайте секреты Зоопарка каждый день!