Не первый раз сталкиваюсь с мнением, что раньше были другие дети. Люди, которые всю жизнь работали с детьми вполне могут оценить изменения.
Приведу мнение трех женщин: моя бабушка, специалист по детскому массажу и преподаватель в детской творческой студии.
Бабушка часто сравнивала нас с собой в детстве и удивлялась какие мы развитые, что мыслим мы шире, что они в детстве были более "забитые".
Два других специалиста всю жизнь трудятся в непосредственном контакте с детьми и могут оценить изменения в этой области.
Преподаватель в детской студии:
"Сейчас детям необходима быстрая смена деятельности. Если он лепит, например, изделие из глины, то стремится сделать все за одно занятие и скорее переключиться на другое изделие или другую творческую поделку.
Раньше же дети могли трудиться над поделкой несколько занятий подряд, кропотливо оттачивая детали. В целом дольше могли заниматься монотонной работой. Мы с ребятами часто участвовали в конкурсах и выигрывали.
Сейчас редко кого беру на конкурс, т. к. нет такого уровня работ. Дети стремятся как можно быстрее освоить разнообразные техники и переходить от одного типа деятельности к другой."
Специалист по детскому массажу:
С фтизиатром разговорились пока делали сыночку массаж. Я обычно отвлекаю игрушкой, когда пытается малыш перевернуться и задумалась, а как же в три года, или четыре, пять, тогда-то совсем тяжело долго лежать на одном месте ребенку. И задала вопрос вслух...
- Так сейчас же планшеты, - говорит мне Елена Анатольевна - "Некоторые еще еле ходят, а под мышкой уже планшет. Был как-то девятимесячный малыш. Мама протягивает ему выключенный планшет. Говорю: включить надо. "Не волнуйтесь" - отвечает мама. Ребенок сам включает планшет, ловким движением пальцев открывает необходимую игру. Другая девочка приходила, очень ловко играла в мамином телефоне в игру. Краем глаза вижу игра на быстроту реакции, а у нее то и дело звучит победная мелодия, что справилась с заданием. Но тяжело потом это добро у детей после массажа забрать. Во всем есть свои плюсы и минусы.
- Это сейчас, а раньше тогда как справлялись?
- Так дети то были совершенно другие. Если сейчас в 9 месяцев уже планшет. То раньше в 9 месяцев можно было дать резиновую игрушку и ребенок занимался. А сейчас даже не посмотрит в сторону такой игрушки. Тугое пеленание почти до трех месяцев все-таки очень тормозило развитие. Казалось бы дергает ручками, ножками, а в этот момент идет развитие.
На мой взгляд, окружение, тенденции в целом в мире того времени когда растет ребенок, оказывают значительное влияние на формирование детей.
Огромный поток информации, который обрушивается на нас всех, быстрое развитие технологий, культура потребления, Интернет, перемещение людей по странам и континентам - все это влияет на современных детей и, конечно, они будут другие.
А вы замечали, что дети сейчас другие? Может быть ваша профессия тоже связана с детьми и есть возможность оценить?