Найти тему
Александр Дедушка

Вера-Отечество-Любовь. Так вытащит ли "ВОЛ" Россию? (19)

ЛЮБОВЬ (3)

В самом деле, коллеги, как вы считаете, обязаны ли мы, должны ли мы любить детей, которых обучаем и воспитываем? Что вы думаете об этом?

Понятно, что формально нас никто обязать любить не может, но вот сами перед собой как бы вы ответили на этот вопрос? Ведь тут параллельно встает еще один вопрос: может ли прививать детям Любовь учитель, не любящий их?

Я много размышлял об этой проблеме и вот к чему пришел.

Может, не случайно в этимологическом наборе, характеризующем учительскую профессию, есть слова «учитель» и «педагог».

Кто такой педагог изначально? В древней Греции – раб, присматривающий за ребенком, буквально, ведущий его. Разумеется, от такого раба не требовалось Любви к своему подопечному, он должен был только следить за ним и обеспечивать его безопасность.

Давайте экстраполируемся в настоящее время. Если учитель является «рабом» своей профессии, тянет ее лямку от безысходности или от «некуда податься», или в силу других причин, и, буквально, ведет ребенка по лабиринтам определенного его профилем поля знаний, - то здесь уж не до Любви. Пусть он отрабатывает свои обязанности, и Любви пусть никто от него не требует.

Но если ты хочешь стать Учителем, а не просто педагогом, то Любовь к детям должна включаться в набор твоих профессиональных качеств. Согласны?

А в связи со словом «педагог» мне хочется привести одну поразившую меня выдержку из письма А.С.Макаренко Максиму Горькому:

«Я потому и отдался колонии, что захотелось потонуть в здоровом человеческом коллективе, дисциплинированном, культурном и идущем вперед, а в то же время и русском, с размахом и страстью. Задача как раз по моим силам. Я теперь убедился, что такой коллектив в России создать можно, во всяком случае, среди детей. Раствориться в нем, погибнуть лично – лучший способ рассчитаться с собой. Мне удалось посвятить этот коллектив Вам – вот тот великий максимум, о котором я только мечтал. А я не педагог и терпеть не могу педагогов» (выделено мной).

И это пишет о педагогах человек, которого мы привыкли – и заслуженно! – считать великим педагогом!..

Но я, думаю, что Макаренко под «педагогом» и имел в виду то выше обозначенное «рабство», от которого он всегда стремился уйти.

Теперь, если мы признали необходимость Любви к детям для учителя, какая картина вырисовывается дальше?

Действительно, трудно найти такого «педагога» среди учителей, который бы абсолютно не любил никого из вверенных ему детей, ненавидел бы их или был абсолютно к ним равнодушен. Где, где – а в школе такие люди не задерживаются – дети такого отношения к себе не прощают – и, слава Богу!

Обычная картина такая: мы кого-то любим из тех, кого обучаем и воспитываем, к кому-то равнодушны, а кого-то (как правило, их единицы) не любим. Критерии Любви и нелюбви, точнее, причины разницы в нашем отношении к ученикам, я думаю, у нас схожие. Любим мы тех, кто или увлечен нашим предметом, или просто импонирует нам какими-то своими человеческими качествами, а не любим «игнорирующих» нас и наши предметы, трудноконтролируемых в поведении и не соответствующих каким-то нашим личным нравственным критериям.

Это обычная картина, и мы к ней привыкли. Но, друзья-коллеги, я хочу заявить проблему.

Каждый из нас только в той мере может называться учителем, в какой он сумел включить в орбиту своей Любви возможно большее количество учеников. А настоящий учитель - только тот, кто любит всех, да, всех без исключения своих учеников!

Вы знаете, чем гениален Сухомлинский? Он ведь не делал ничего такого… Точнее, он делал многое, но ничего, что принципиально выделяло бы его из массы других учителей и директоров. Нет, не методом или системой воспитания, - он гениален своей Любовью! Он действительно любил всех своих учеников в своей Павлышской школе и в свете своей Любви видел неповторимую индивидуальность каждого, и каждого вел своей тропинкой, которую протаптывала Любовь…

Да, друзья мои, согласитесь, нам далеко до этого идеала. Наверно, нижеследующая картина из нашего опыта характерна для многих школ.

У нас в недавней истории были несколько учеников, от которых стонали все учителя и которых мы все дружно не любили. Только и разговоров было в Учительской о том, что в очередной раз кто-то из них вытворил. Мы, скрепя зубами, дотянули их до 9-го класса и, когда они ушли, все вздохнули с облегчением.

Но вот сейчас, уже по прошествии времени, вспоминая этих учеников и иногда встречая, я все-таки чувствую в душе какую-то смутную вину…. Да, они не были подарками. «Хамы», «Шпана» - это еще самые нейтральные эпитеты, которыми мы их награждали. Но почему вина?..

Потому, что мы их не любили!.. А значит, не хотели помочь им! Только Любовь могла бы увидеть потаенные тропинки к их сердцам и помочь им, но мы их не любили, а значит, не могли им помочь. И в этом наша вина…

Теперь несколько слов о педагогических методах воспитания Любви.

Знаете, я обратил внимание на одну характерную особенность советской педагогики. Она много говорит о воспитании Любви применительно к чему-то: партии, Родине, труду, учебе, матери..., но обходит стороной самое существенное в Любви – воспитание Любви друг к другу, Любви по заповеди Христовой: «Любите друг друга». Конечно, здесь можно найти и положительное объяснение – что это своеобразная педагогическая «целомудренность» и тактичность по принципу: «О любви не говори, о ней все сказано; сердце полное любви молчать обязано».

Хотя объяснение, конечно, проще, - так советская педагогика освобождалась от «родовых пут» христианства.

Но настало время вернуть все «на круги своя», возвратить педагогике ее сердце. Сердце нравственное, сердце целеполагающее, сердце методологическое… «Любите друг друга» - это же квинтэссенция педагогической и теории, и практики!

Да, детей нужно учить любить. Любить по-христиански, по заповеди Христовой «Возлюби ближнего, как самого себя». Другой вопрос: как это делать?

Мой опыт говорит, что воспитание Любви методологически и методически на порядок сложнее, чем воспитание Веры и чувства Родины. Но главное – иметь ясную цель перед собой.

Уже не один год, ведя детские лагеря, я ставлю перед детьми цель: «Постарайтесь полюбить друг друга». Здесь не место описывать способы, которыми мы стараемся достигнуть этой цели; главное то, что, не без многих нюансов, но цель действительно достигается. Более того, она становится реальным рычагом педагогического воздействия.

Критерием, хотя и субъективным, конечно, кроме оценок самих детей, является создание недостижимой в обычной жизни атмосферы «оранжереи Любви», где детские души, как растения в теплице, начинают расправлять изломанные и помятые «листочки», то бишь, изуродованные в обычной жизни душевные структуры.

Тут к месту вспомнить знаменитые слова христианского апологета 3-го века Тертуллиана о том, что душа человеческая по природе христианка. Тем более, детская душа. Ей только нужно помочь проявить свои христианские качества.

Конечно, я не обольщаюсь. Ведя детей по руслу Любви, наталкиваешься на массу подводных камней, от эротических до конфессиональных. Но это все трудности роста.

Да, друзья, воспитание Любви – дело нелегкое. Но не будем пугаться сложностью задачи. И награда наша в случае успеха, пусть не здесь, а там, на небесах, будет больше.

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше…»

(1 Коринфянам 13.13).

Будем помнить об этом.

(продолжение следует... здесь)

на начало статьи - здесь